1 Уровень участия и общий объем помощи
Приглашение для участия в исследовании за 2018-2019 гг. было направлено 30 организациям (2017г.-35; 2015г.-35), представляющим донорскую помощь сектору здравоохранения Кыргызской Республики, чья помощь соответствовала критериям ОЭСР . Поскольку период сбора данных совпал с обострением пандемии COVID-19 в республике, и многие посольства и организации были вынуждены приостановить свою деятельность и перейти на удаленный режим работы, то из 30 представителей донорского сообщества лишь 20 организаций откликнулись (2017г.-25; 2015г.-21) на приглашение для участия в исследовании. 6 из этих партнеров по развитию сообщили, что не имели действующих проектов в 2018-2019 годах, у 2 организаций были активные проекты только в 2019 году, а у 12 организаций были действующие проекты и в 2018 и в 2019 году, (2017г.18; 2015г.-12), и они предоставили по ним информацию.
Также необходимо отметить, что Японское агентство международного сотрудничества предоставило информацию от имени Посольства Японии в КР, а Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству – от имени Посольства Швейцарской Конфедерации в КР. Данные по проектам Посольства Турецкой Республики в КР были представлены Турецким агентством по сотрудничеству и координации. Информация по реализации гранта Глобального фонда была предоставлена местным представительством Программы развития Организации Объединенных Наций, поскольку оно является исполнительным агентством по данному гранту.
Таблица 1: Участие партнеров в области развития в исследовании, 2018-2019гг.
Организация - партнер | Не имели активных проектов в 2018 году | Активны в 2018 году | Не имели активных проектов в 2019 году | Активны в 2019 году |
Азиатский банк развития | √ | √ | ||
Посольство Китайской Народной Республики в КР* | ||||
Евразийский банк развития* | ||||
Европейский банк реконструкции и развития* | ||||
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций | √ | √ | ||
Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации | √ | √ | ||
Германское Агентство международного сотрудничества | √ | √ | ||
Исламский Банк Развития | √ | √ | ||
Посольство Индии в КР* | ||||
Посольство Исламской Республики Иран в КР* | ||||
Посольство Японии в КР - международное Японское агентство сотрудничества | √ | √ | ||
Кувейтский фонд арабского экономического развития* | ||||
Германский банк развития (KfW) | √ | √ | ||
Корейское агентство международного сотрудничества | √ | √ | ||
Посольство Республики Корея в КР | √ | √ | ||
Посольство Государства Катар в КР* | ||||
Посольство Российской Федерации в КР | √ | √ | ||
Российско-Кыргызский Фонд развития* | ||||
Саудовский фонд развития | √ | √ | ||
Посольство Швейцарской Конфедерации в Кыргызской Республике - Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству | √ | √ | ||
Посольство Турецкой Республики в КР - Турецкое агентство по сотрудничеству и координации | √ | √ | ||
Объединенная программа ООН по ВИЧ / СПИДу | √ | √ | ||
Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией - Программа развития Организации Объединенных Наций | √ | √ | ||
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения | √ | √ | ||
Детский фонд Организации Объединенных Наций | √ | √ | ||
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности* | ||||
Агентство США по международному развитию | √ | √ | ||
Всемирный банк | √ | √ | ||
Всемирная продовольственная программа* | ||||
Всемирная организация здравоохранения | √ | √ |
* - серым цветом выделены организации, не ответившие на приглашение принять участие в данном исследовании.
Из 14 партнеров по развитию, которые имели активные проекты, семь являются многосторонними, а семь – двусторонними.
Диаграмма 3. Двусторонние и многосторонние партнеры по развитию
Проекты, охватываемые этим исследованием, были разбиты на 2 года: одни начались, продолжались или закончились в 2018 году, вторые в 2019 году. В целом партнеры по развитию сообщили о 34 проектах и программах в 2018 году и 40 проектах в 2019 году. Общая сумма выплат в 2018 году составила 46 739 638 долларов США, а в 2019 году - 39 546 260 долларов США, что составило 22% и 19% от общих расходов на здравоохранение в 2018 и 2019 году соответственно. Объем финансирования практически от одних их тех же доноров, несмотря на увеличение количества проектов, сократился на 15% в 2019 году по сравнению с 2018 годом.
Диаграмма 4. Проекты или программы ОПР по каждому донору, 2018-2019 гг.
Как видно из диаграммы выше, абсолютным лидером по количеству проектов в секторе здравоохранения как в 2018 году, так и в 2019 году является Немецкий банк развития (KfW). Если рассматривать 2018 год и 2019 год по отдельности, то на долю Немецкого банка развития, Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA) и Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) приходится 56% всех проектов в 2018 году и 50% в 2019 году.
Что касается объемов ОПР, то Немецкий банк развития также является лидером по объему предоставленной помощи - 15 139 249 долларов США в 2018 году и 11 835 931 долларов США в 2019 году. На втором месте в 2018 году идет Турецкое агентство по сотрудничеству и координации с объемом в 11 273 428 долларов США, а на третьем – ПРООН, реализующие грант Глобального фонда, с объемом выплат в размере 8 660 213 долларов США.
В 2019 году на втором месте по объемам стоит ПРООН с аналогичным объемом выплат как и в 2018 году, а третье место занимает Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству – 4 439 651 долларов США.
Диаграмма 5 показывает, что лишь 4% от общего объема ОПР за 2018 год, охваченного в данном отчете, поступили в страну в форме кредита. Фактически, только поддержка проекта SWAp со стороны Всемирного банка была предоставлена в виде льготного кредита. Что касается 2019 года, то кредитный элемент составил лишь 1% - это выплаты от проекта Саудовского фонда развития по строительству и оснащению Городской детской клинической больницы.
Диаграмма 5. Общий объем ОПР по типу помощи.
По сравнению с исследованиями за 2015 и 2017 годы кредитный элемент стал существенно снижаться. Так, например, в 2015 году он составлял 10% от общего объема ОПР, а в 2017 году – 6% .
2. Географический охват
Данные по географическому охвату проектов представлены на Диаграмме 6.
Диаграмма 6. Партнеры по развитию по географическому охвату, 2018-2019 гг.
2018 год: все двенадцать организаций указали, что они оказывали поддержку на национальном уровне; из них еще две организации отметили, что работали как на национальном, так и на региональном уровне, и у двух партнеров были проекты национального охвата с пилотами.
2019 год: тринадцать организаций реализовывали проекты на национальном уровне; из них пять организаций работали как на национальном, так и на региональном уровне, у двух партнеров были проекты национального охвата с пилотами, и только у одного партнера – Саудовский фонд развития - был проект без национального охвата, расчитанный только на г.Бишкек.
Таблица 2: Партнеры по развитию по географическому охвату, 2018-2019 гг.
Географический охват | Доноры | |
Национальный | ГАВИ, GIZ, JICA, KfW, Посольство Швейцарии, ТИКА, ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВБ, ВОЗ | |
Региональный | г.Бишкек | ГАВИ, GIZ, KfW, СФР, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ |
г.Ош | GIZ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД | |
Баткенская область | Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД | |
Жалал-Абадская область | ГАВИ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД | |
Иссык-Кульская область | ГАВИ, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС | |
Нарынская область | ГАВИ, GIZ, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС | |
Ошская область | ГАВИ, GIZ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД | |
Таласская область | ГАВИ, Посольство Швейцарии, ЮСАИД | |
Чуйская область | ГАВИ, GIZ, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД |
Из таблицы можно сделать вывод, что в целом все регионы страны охвачены проектами партнеров по развитию.
3. Категории финансирования, компоненты, приоритеты системы здравоохранения
Распределение выплат на 2018 и 2019 годы по различным категориям финансирования показано на диаграмме 7. Наибольшая доля в 2018 году приходится на инвестиции (69,0%), на техническую помощь приходится 21,7%; а остальные 9,3% - административные расходы. В 2019 году доля инвестиций сокращается до 54,9%, а технической помощи увеличивается до 30,9%. Что касается административных расходов, то они также выросли почти на 5% (14,1%) по сравнению с 2018 годом. В процентном соотношении разница кажется небольшой, однако, в денежном выражении объем инвестиций, например, снизился на 10,5 миллионов долларов США.
Диаграмма 7. Общая сумма выплат по категориям финансирования 2018-19 гг.
Следующая диаграмма иллюстрирует распределение средств технической помощи по пяти компонентам: (i) разработка политики; (ii) наращивание потенциала; (iii) разработка руководящих принципов и протоколов; (iv) нормативно-правовая база; и (v) другое (включая коммуникационные, консалтинговые и аналогичные услуги). Наибольшая доля технической помощи как в 2018, так и в 2019 году приходится на наращивание потенциала (73,5% и 48,6% соответственно).
Диаграмма 8. Техническая помощь по компонентам, 2018-2019 гг.
Диаграмма 9 иллюстрирует распределение инвестиционной квоты от общего объема освоенной ОПР - по пяти компонентам: (i) строительство и ремонт; (ii) товары медицинского назначения; (iii) информационные технологии; (iv) медицинское оборудование и технологии; и (v) другое. Наибольшая доля инвестиций в 2018 году приходится на строительство и ремонт (56,7%), но в 2019 году ситуация меняется и преобладают инвестиции в медицинское оборудование и технологии. Это обусловлено завершением строительства по крупным проектам в 2018 году и переход к их оснащению в 2019 году. Как видно из графика, инвестиции в информационные технологии остаются на доволньно низком уровне в оба года.
Диаграмма 9. Распределение инвестиционной квоты, 2018-2019 гг.
На Диаграмме 10 иллюстрируется распределение общих выплат по четырем функциям системы здравоохранения: (i) предоставление медицинских услуг; (ii) создание ресурсов; (iii) финансирование здравоохранения; b (iv) руководство и управление. График наглядно демонстрирует, что основным приоритетом большинства партнеров является сфера предоставления медицинских услуг. Создание ресурсов и руководство и управление тоже имеют определенную долю поддержки. Самые низкие показатели выплат наблюдаются по функции финансирования здравоохранения.
Диаграмма 10. Выплаты по функциям системы здравоохранения 2018 – 2019 гг.
Компонент предоставления услуг здравоохранения можно разбить на четыре категории: (i) первичная медико-санитарная помощь; (ii) стационарный уход/помощь; (iii) услуги общественного здравоохранения; и (iv) неотложная/экстренная помощь (Диаграмма 11). Услуги общественного здравоохранения остаются основной сферой внимания (52% в 2018 году и 42,6% в 2019 году). Почти аналогичные показатели наблюдаются у компонента первичной медико-санитарной помощи (37,1% в 2018 году и 40,6% в 2019 году)
Самое наименьшее внимание уделяется сфере оказания экстренной/неотложной помощи.
Диаграмма 11. Распределение квоты на предоставление медицинских услуг, 2018 – 2019 гг.
На диаграмме 12 показано распределение всех выплат ОПР по различным программным областям приоритетов здравоохранения. В 2018 году показатели следующие: инфекционные заболевания (46,72%), неинфекционные заболевания (20,46%) и здоровье матери и ребенка и репродуктивное здоровье (8,92%). Меньшее внимание уделяется таким областям здравоохранения, как здоровье подростков (4,49%) и травмы и насилие (4,38%). Довольное значимая доля финансированя (15,04%) была выделена областям, не попавшим под вышеупомянутую классификацию («другое»).
В 2019 году картинка немного, но отличается: область с наибольшим финансированием остается такой же – инфекционные заболевания – 58,75%.
Акценты в 2019 году слегка сместились в сторону охраны здоровья матери и ребенка и репродуктивного здоровья – финансирование увеличилось почти на 11%. Наименьшее финансирование получила охрана здоровье подростков – 3,16% от общего объема выделелнных средств.
Диаграмма 12. Распределение ОПР в соответствии с приоритетными программными областями здравоохранения, 2018-2019 гг.
4. Согласование с национальными и международными приоритетами
В данном разделе представлена приверженность партнеров по развитию реализации определенных политик, стратегий и программ сектора здравоохранения, а также реализации конкретных Целей в области устойчивого развития. Практически все опрошенные партнеры по развитию осуществляют свои проекты с учетом целей, изложенных в общенациональных стратегиях: Национальной программе реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2018 годы, Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на период 2018 – 2040 годов и Программе Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения «Здоровый человек – процветающая страна» на 2019-2030 годы. Разница лишь в том, что в 2018 году была активна Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук», а в 2019 году ей на смену пришла Программа Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения «Здоровый человек – процветающая страна» на 2019-2030 годы.
Таблица 3: Согласование деятельности партнеров с национальными программами и стратегиями 2018-2019 гг.
Общие стратегии | |
Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на период 2018 – 2040 годов | GIZ, JICA, KfW, СФР, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ |
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2018 годы | GIZ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ |
Программа Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения «Здоровый человек – процветающая страна» на 2019-2030 годы | ГАВИ, GIZ, JICA, KfW, СФР, Посольство Швейцарии, ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ |
Подсекторальные стратегии | |
Инвестиционная стратегия в сфере здравоохранения на 2016 - 2025 годы | KfW |
Национальная программа по борьбе с туберкулезом-V | KfW, ПРООН, ЮСАИД, ВОЗ |
Государственная Программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2017 – 2021 годы | KfW, ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ |
Государственная программа профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Кыргызской Республике на 2013 – 2020 годы | KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ВОЗ |
Программа Правительства Кыргызской Республики по охране психического здоровья населения на 2018-2030 годы | ВОЗ |
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью | ГАВИ, KfW, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ |
Концепция создания электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Кыргызской Республике | ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ |
Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014 – 2020 годы | ЮНЭЙДС, ВОЗ |
Программа по дополнительному стимулированию врачей, работающих в организациях здравоохранения отдаленых районов, малых городов и сельской местности | ЮСАИД |
Правила по санитарной охране территории Кыргызской Республики и Комплексного плана противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории Кыргызской Республики от завоза, заноса и распространения карантинных, особо опасных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для общественного здравоохранения и здоровья населения на 2018-2022 годы | ГАВИ; ЮСАИД, ВОЗ |
В Таблице 4 приведены данные относительно вклада доноров в поддержку реализации Целей в области устойчивого развития, которые связаны со здоровьем. Из таблицы видно, что большинство доноров содействуют снижению материнской смертности (ЦУР 3.1), предотвращению смертности новорожденных и детей в возрасте до 5 лет (ЦУР 3.2), ликвидации СПИДа, туберкулеза и малярии (ЦУР 3.3) и достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения (ЦУР 3.8). Ни одна из ЦУР не осталась без внимания, а ВОЗ как орган, направляющий и координирующий международную работу в области здравоохранения в рамках системы ООН, старается охватить в своей деятельности все ЦУР, связанные с вопросами здоровья.
Таблица 4: Вклад партнеров в реализацию Целей в области устойчивого развития.
1 | 3.1. К 2030 году снизить глобальный коэффициент материнской смертности до менее 70 случаев на 100 000 живорождений | GIZ, Посольство Швейцарии, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ВОЗ |
2 | 3.2. К 2030 году положить конец предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, при этом все страны должны стремиться уменьшить неонатальную смертность до не более 12 случаев на 1000 живорождений, а смертность в возрасте до 5 лет до не более 25 случаев на 1000 живорождений | ГАВИ, GIZ, СФР, Посольство Швейцарии, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ВОЗ |
3 | 3.3. К 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии и тропических болезней, которым не уделяется должного внимания, и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями | ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ |
4 | 3.4. К 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия | Посольство Швейцарии, ЮНФПА, ВОЗ |
5 | 3.5. Улучшать профилактику и лечение зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем | ВОЗ |
6 | 3.6. К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий | ВОЗ |
7 | 3.7. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение, и учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах | GIZ, ЮНФПА, ВОЗ |
8 | 3.8. Обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медико- санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех | ГАВИ, GIZ, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ |
9 | 3.9. К 2030 году существенно сократить количество случаев смерти и заболевания в результате воздействия опасных химических веществ и загрязнения и отравления воздуха, воды и почв |
ВОЗ |
10 | 3.a. Активизировать при необходимости осуществление Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака во всех странах | Посольство Швейцарии, ВОЗ |
11 | 3.b. Оказывать содействие исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые в первую очередь затрагивают развивающиеся страны, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств и вакцин в соответствии с Дохинской декларацией «Соглашение по ТРИПС и общественное здравоохранение», в которой подтверждается право развивающихся стран в полном объеме использовать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в отношении проявления гибкости для целей охраны здоровья населения и, в частности, обеспечения доступа к лекарственным средствам для всех | ВОЗ |
12 | 3.c. Существенно увеличить финансирование здравоохранения и набор, развитие, профессиональную подготовку и удержание медицинских кадров в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах | JICA, Посольство Швейцарии, ВОЗ |
13 | 3.d. Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья | Посольство Швейцарии, ВОЗ |
14 | Другие задачи ЦУР, связанные с вопросами здоровья | JICA, ЮНФПА, ВОЗ |
Более схематичный охват ЦУР приведен на Диаграмме 13.
Диаграмма 13. Вклад партнеров в реализацию ЦУР (охват целей)
5. Системы финансового управления
В разделе VI вопросника партнеров по развитию просят указать, какие финансовые инструменты страны, системы учета и / или национальные системы закупок ими используются. В 2018 году 6 из 12 партнеров по развитию указали была или не была зафиксирована их ОПР в национальном бюджете здравоохранения, у шестерых партнеров по развитию эта информация отсутствовала. В 2019 году 9 из 14 доноров ответили на этот вопрос, у 5 партнеров не было информации в этом отношении.
Диаграмма 14. ОПР зафиксированные в годовом бюджете на 2018-2019 годы
6. Предсказуемость помощи
Диаграмма 15 показывает обязательства сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем вплоть до 2024 года.
10 организаций планировали оказывать поддержку в 2019 году – исходя из того, что в анализе за 2019 год их проекты присутствовали, можно сделать вывод, что они выполнили свое обязательство. Долгосрочные планы поддержки есть только у двух организаций – это Саудовский фонд развития и ВОЗ. Они планируют оказывать поддержку сектору здравоохранения до 2024 года.
Отдельно стоит отметить, что на смену проекту SWAp в ближайшее время будет запущена Программа по улучшению качества услуг первичной медикосанитарной помощи в рамках Программы Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек – процветающая страна», которая будет поддерживаться участниками совместного финансирования – Всемирный Банк, Германский банк развития и Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству. Общий объем обязательств доноров по финансированию программы на пятилетний период до 2024 года оценивается в 37 млн долларов США.
Всемирный банк выделил 20 млн долл. США, 10 млн долл. США из которых предоставлены в качестве гранта, а остальные 10 млн долл. США – в виде кредита, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству - 9 млн долл. США и Банк KfW - 9 млн евро. Все соглашения о финансировании прошли процедуры ратификации.
Диаграмма 15. Обязательство сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем.
7. Координация и взаимодополняемость
9 партнеров по развитию сообщили, что в течение 2019 года было проведено в общей сложности 35 миссий. Кроме того, о проведенных в 2019 году аналитических работах сообщили ГАВИ, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮСАИД и ВОЗ – в сумме их было 16.
За 2018 год партнеры сообщили о меньшем количестве как совместных миссий, так и аналитических работ – 17 и 6 соответственно.
Диаграмма 16. Миссии и аналитические работы партнеров в области развития сектора здравоохранения, 2018-2019 гг.
Все организации дали свою оценку координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения за 2018 и 2019 годы. Шесть из двенадцати партнеров по развитию в 2018 году сообщили о хорошем уровне координации. Девять из четырнадцати партнеров в 2019 году также оценили уровень координации как хороший. Один из партнеров был очень доволен качеством координации и отметил его как отличный.
Координация деятельности партнеров
Диаграмма 17. Оценка координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения.
Отзывы о характере действенности политического диалога между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и их организациями предоставили десять партнеров в 2018 году и 11 партнеров в 2019 году. В целом партнеры по развитию считают, что политический диалог имеет среднее и даже большое воздействие на эффективность сотрудничества между Министерством здравоохранения и их организацией.
Диаграмма 18. Мнение о воздействии политического диалога в 2018 - 2019 гг.
Основными проблемами, которые препятствуют достижению полной согласованности и гармонизации с приоритетами сектора здравоохранения, по мнению партнеров, является следующее:
• Особенности схем сотрудничества каждого партнера по развитию и особенности государственной системы;
• Снижающийся потенциал по реализации реформ и мероприятий в секторе здравоохранения на национальном и местном уровнях, а также кадровые перестановки, в том числе на высших руководящих должностях; • Слабое политическое видение секторальных реформ и слабый потенциал лиц, определяющих политику;
• Различные интересы стран и организаций доноров;
• Низкий потенциал правительства в части координации и предоставления технических и информационных ресурсов и данных, что обусловливает его сильную зависимость от активного вклада партнеров по развитию;
• Ограниченный потенциал и ресурсы на национальном и местном уровнях, не позволяющие обеспечить дальнейшее осуществление успешных программ;
• Вспышки заболеваний и общая уязвимость страны перед лицом чрезвычайных ситуаций;
• Несогласованные инвестиционные стратегии и пакеты технической помощи.
Решение этих проблем, особенно в части повышения потенциала, позволило бы Министерству здравоохранения обеспечить более эффективную реализацию проектов и программ донорского сообщества на благо страны.