Печать

1 Уровень участия и общий объем помощи

Приглашение для участия в исследовании за 2018-2019 гг. было направлено 30 организациям (2017г.-35; 2015г.-35), представляющим донорскую помощь сектору здравоохранения Кыргызской Республики, чья помощь соответствовала критериям ОЭСР . Поскольку период сбора данных совпал с обострением пандемии COVID-19 в республике, и многие посольства и организации были вынуждены приостановить свою деятельность и перейти на удаленный режим работы, то из 30 представителей донорского сообщества лишь 20 организаций откликнулись (2017г.-25; 2015г.-21) на приглашение для участия в исследовании. 6 из этих партнеров по развитию сообщили, что не имели действующих проектов в 2018-2019 годах, у 2 организаций были активные проекты только в 2019 году, а у 12 организаций были действующие проекты и в 2018 и в 2019 году, (2017г.18; 2015г.-12), и они предоставили по ним информацию.
Также необходимо отметить, что Японское агентство международного сотрудничества предоставило информацию от имени Посольства Японии в КР, а Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству – от имени Посольства Швейцарской Конфедерации в КР. Данные по проектам Посольства Турецкой Республики в КР были представлены Турецким агентством по сотрудничеству и координации. Информация по реализации гранта Глобального фонда была предоставлена местным представительством Программы развития Организации Объединенных Наций, поскольку оно является исполнительным агентством по данному гранту.

Таблица 1: Участие партнеров в области развития в исследовании, 2018-2019гг.

Организация - партнер Не имели активных проектов в 2018 году Активны в 2018 году Не имели активных проектов в 2019 году Активны в 2019 году
Азиатский банк развития      
Посольство Китайской Народной Республики в КР*        
Евразийский банк развития*        
Европейский банк реконструкции и развития*        
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций     √  
Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации   √      √
Германское Агентство международного сотрудничества    √    √
Исламский Банк Развития   √   √   
Посольство Индии в КР*        
Посольство Исламской Республики Иран в КР*        
Посольство Японии в КР - международное Японское агентство сотрудничества   √     √
Кувейтский фонд арабского экономического развития*        
Германский банк развития (KfW)    √    √
Корейское агентство международного сотрудничества  √   √   
Посольство Республики Корея в КР   √   √   
Посольство Государства Катар в КР*        
Посольство Российской Федерации в КР √    √   
Российско-Кыргызский Фонд развития*         
Саудовский фонд развития   √     √ 
Посольство Швейцарской Конфедерации в Кыргызской Республике - Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству     √   √ 
Посольство Турецкой Республики в КР - Турецкое агентство по сотрудничеству и координации     √   √ 
Объединенная программа ООН по ВИЧ / СПИДу     √   √ 
Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией - Программа развития Организации Объединенных Наций    √  
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения    
Детский фонд Организации Объединенных Наций    
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности*        
Агентство США по международному развитию    √   √ 
Всемирный банк    √   √ 
Всемирная продовольственная программа*        
Всемирная организация здравоохранения      √ 

* - серым цветом выделены организации, не ответившие на приглашение принять участие в данном исследовании.

Из 14 партнеров по развитию, которые имели активные проекты, семь являются многосторонними, а семь – двусторонними.

Диаграмма 3. Двусторонние и многосторонние партнеры по развитию

Проекты, охватываемые этим исследованием, были разбиты на 2 года: одни начались, продолжались или закончились в 2018 году, вторые в 2019 году. В целом партнеры по развитию сообщили о 34 проектах и программах в 2018 году и 40 проектах в 2019 году. Общая сумма выплат в 2018 году составила 46 739 638 долларов США, а в 2019 году - 39 546 260 долларов США, что составило 22% и 19% от общих расходов на здравоохранение в 2018 и 2019 году соответственно. Объем финансирования практически от одних их тех же доноров, несмотря на увеличение количества проектов, сократился на 15% в 2019 году по сравнению с 2018 годом.

Диаграмма 4. Проекты или программы ОПР по каждому донору, 2018-2019 гг.

Как видно из диаграммы выше, абсолютным лидером по количеству проектов в секторе здравоохранения как в 2018 году, так и в 2019 году является Немецкий банк развития (KfW). Если рассматривать 2018 год и 2019 год по отдельности, то на долю Немецкого банка развития, Турецкого агентства по сотрудничеству и координации (TIKA) и Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) приходится 56% всех проектов в 2018 году и 50% в 2019 году.
Что касается объемов ОПР, то Немецкий банк развития также является лидером по объему предоставленной помощи - 15 139 249 долларов США в 2018 году и 11 835 931 долларов США в 2019 году. На втором месте в 2018 году идет Турецкое агентство по сотрудничеству и координации с объемом в 11 273 428 долларов США, а на третьем – ПРООН, реализующие грант Глобального фонда, с объемом выплат в размере 8 660 213 долларов США.
В 2019 году на втором месте по объемам стоит ПРООН с аналогичным объемом выплат как и в 2018 году, а третье место занимает Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству – 4 439 651 долларов США.
Диаграмма 5 показывает, что лишь 4% от общего объема ОПР за 2018 год, охваченного в данном отчете, поступили в страну в форме кредита. Фактически, только поддержка проекта SWAp со стороны Всемирного банка была предоставлена в виде льготного кредита. Что касается 2019 года, то кредитный элемент составил лишь 1% - это выплаты от проекта Саудовского фонда развития по строительству и оснащению Городской детской клинической больницы.


Диаграмма 5. Общий объем ОПР по типу помощи.

По сравнению с исследованиями за 2015 и 2017 годы кредитный элемент стал существенно снижаться. Так, например, в 2015 году он составлял 10% от общего объема ОПР, а в 2017 году – 6% .

2. Географический охват

Данные по географическому охвату проектов представлены на Диаграмме 6.  

Диаграмма 6. Партнеры по развитию по географическому охвату, 2018-2019 гг.

2018 год: все двенадцать организаций указали, что они оказывали поддержку на национальном уровне; из них еще две организации отметили, что работали как на национальном, так и на региональном уровне, и у двух партнеров были проекты национального охвата с пилотами.
2019 год: тринадцать организаций реализовывали проекты на национальном уровне; из них пять организаций работали как на национальном, так и на региональном уровне, у двух партнеров были проекты национального охвата с пилотами, и только у одного партнера – Саудовский фонд развития - был проект без национального охвата, расчитанный только на г.Бишкек.

Таблица 2: Партнеры по развитию по географическому охвату, 2018-2019 гг.

Географический охват Доноры
Национальный ГАВИ, GIZ, JICA, KfW, Посольство Швейцарии, ТИКА, ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВБ, ВОЗ
Региональный г.Бишкек ГАВИ, GIZ, KfW, СФР, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ
  г.Ош GIZ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД
  Баткенская область Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД
  Жалал-Абадская область ГАВИ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД
  Иссык-Кульская область ГАВИ, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС
  Нарынская область ГАВИ, GIZ, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС
  Ошская область ГАВИ, GIZ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД
  Таласская область ГАВИ, Посольство Швейцарии, ЮСАИД
  Чуйская область ГАВИ, GIZ, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮСАИД

Из таблицы можно сделать вывод, что в целом все регионы страны охвачены проектами партнеров по развитию.

3. Категории финансирования, компоненты, приоритеты системы здравоохранения

Распределение выплат на 2018 и 2019 годы по различным категориям финансирования показано на диаграмме 7. Наибольшая доля в 2018 году приходится на инвестиции (69,0%), на техническую помощь приходится 21,7%; а остальные 9,3% - административные расходы. В 2019 году доля инвестиций сокращается до 54,9%, а технической помощи увеличивается до 30,9%. Что касается административных расходов, то они также выросли почти на 5% (14,1%) по сравнению с 2018 годом. В процентном соотношении разница кажется небольшой, однако, в денежном выражении объем инвестиций, например, снизился на 10,5 миллионов долларов США.

Диаграмма 7. Общая сумма выплат по категориям финансирования 2018-19 гг.

Следующая диаграмма иллюстрирует распределение средств технической помощи по пяти компонентам: (i) разработка политики; (ii) наращивание потенциала; (iii) разработка руководящих принципов и протоколов; (iv) нормативно-правовая база; и (v) другое (включая коммуникационные, консалтинговые и аналогичные услуги). Наибольшая доля технической помощи как в 2018, так и в 2019 году приходится на наращивание потенциала (73,5% и 48,6% соответственно).

Диаграмма 8. Техническая помощь по компонентам, 2018-2019 гг.

Диаграмма 9 иллюстрирует распределение инвестиционной квоты от общего объема освоенной ОПР - по пяти компонентам: (i) строительство и ремонт; (ii) товары медицинского назначения; (iii) информационные технологии; (iv) медицинское оборудование и технологии; и (v) другое. Наибольшая доля инвестиций в 2018 году приходится на строительство и ремонт (56,7%), но в 2019 году ситуация меняется и преобладают инвестиции в медицинское оборудование и технологии. Это обусловлено завершением строительства по крупным проектам в 2018 году и переход к их оснащению в 2019 году. Как видно из графика, инвестиции в информационные технологии остаются на доволньно низком уровне в оба года.


Диаграмма 9. Распределение инвестиционной квоты, 2018-2019 гг.

На Диаграмме 10 иллюстрируется распределение общих выплат по четырем функциям системы здравоохранения: (i) предоставление медицинских услуг; (ii) создание ресурсов; (iii) финансирование здравоохранения; b (iv) руководство и управление. График наглядно демонстрирует, что основным приоритетом большинства партнеров является сфера предоставления медицинских услуг. Создание ресурсов и руководство и управление тоже имеют определенную долю поддержки. Самые низкие показатели выплат наблюдаются по функции финансирования здравоохранения.

Диаграмма 10. Выплаты по функциям системы здравоохранения 2018 – 2019 гг.
Компонент предоставления услуг здравоохранения можно разбить на четыре категории: (i) первичная медико-санитарная помощь; (ii) стационарный уход/помощь; (iii) услуги общественного здравоохранения; и (iv) неотложная/экстренная помощь (Диаграмма 11). Услуги общественного здравоохранения остаются основной сферой внимания (52% в 2018 году и 42,6% в 2019 году). Почти аналогичные показатели наблюдаются у компонента первичной медико-санитарной помощи (37,1% в 2018 году и 40,6% в 2019 году)
Самое наименьшее внимание уделяется сфере оказания экстренной/неотложной помощи.

Диаграмма 11. Распределение квоты на предоставление медицинских услуг, 2018 – 2019 гг.

На диаграмме 12 показано распределение всех выплат ОПР по различным программным областям приоритетов здравоохранения. В 2018 году показатели следующие: инфекционные заболевания (46,72%), неинфекционные заболевания (20,46%) и здоровье матери и ребенка и репродуктивное здоровье (8,92%). Меньшее внимание уделяется таким областям здравоохранения, как здоровье подростков (4,49%) и травмы и насилие (4,38%). Довольное значимая доля финансированя (15,04%) была выделена областям, не попавшим под вышеупомянутую классификацию («другое»).
В 2019 году картинка немного, но отличается: область с наибольшим финансированием остается такой же – инфекционные заболевания – 58,75%.
Акценты в 2019 году слегка сместились в сторону охраны здоровья матери и ребенка и репродуктивного здоровья – финансирование увеличилось почти на 11%. Наименьшее финансирование получила охрана здоровье подростков – 3,16% от общего объема выделелнных средств.

Диаграмма 12. Распределение ОПР в соответствии с приоритетными программными областями здравоохранения, 2018-2019 гг.

4. Согласование с национальными и международными приоритетами

В данном разделе представлена приверженность партнеров по развитию реализации определенных политик, стратегий и программ сектора здравоохранения, а также реализации конкретных Целей в области устойчивого развития. Практически все опрошенные партнеры по развитию осуществляют свои проекты с учетом целей, изложенных в общенациональных стратегиях: Национальной программе реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2018 годы, Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на период 2018 – 2040 годов и Программе Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения «Здоровый человек – процветающая страна» на 2019-2030 годы. Разница лишь в том, что в 2018 году была активна Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук», а в 2019 году ей на смену пришла Программа Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения «Здоровый человек – процветающая страна» на 2019-2030 годы.

Таблица 3: Согласование деятельности партнеров с национальными программами и стратегиями 2018-2019 гг.

Общие стратегии 
Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на период 2018 – 2040 годов GIZ, JICA, KfW, СФР, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2018 годы GIZ, KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ
Программа Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения «Здоровый человек – процветающая страна» на 2019-2030 годы ГАВИ, GIZ, JICA, KfW, СФР, Посольство Швейцарии, ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ
Подсекторальные стратегии 
Инвестиционная стратегия в сфере здравоохранения на 2016 - 2025 годы KfW
Национальная программа по борьбе с туберкулезом-V KfW, ПРООН, ЮСАИД, ВОЗ
Государственная Программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2017 – 2021 годы KfW, ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВОЗ
Государственная программа профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Кыргызской Республике на 2013 – 2020 годы KfW, Посольство Швейцарии, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ВОЗ
Программа Правительства Кыргызской Республики по охране психического здоровья населения на 2018-2030 годы ВОЗ
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью ГАВИ, KfW, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ
Концепция создания электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Кыргызской Республике ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ
Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014 – 2020 годы ЮНЭЙДС, ВОЗ
Программа по дополнительному стимулированию врачей, работающих в организациях здравоохранения отдаленых районов, малых городов и сельской местности ЮСАИД
Правила по санитарной охране территории Кыргызской Республики и Комплексного плана противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территории Кыргызской Республики от завоза, заноса и распространения карантинных, особо опасных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для общественного здравоохранения и здоровья населения на 2018-2022 годы ГАВИ; ЮСАИД, ВОЗ


В Таблице 4 приведены данные относительно вклада доноров в поддержку реализации Целей в области устойчивого развития, которые связаны со здоровьем. Из таблицы видно, что большинство доноров содействуют снижению материнской смертности (ЦУР 3.1), предотвращению смертности новорожденных и детей в возрасте до 5 лет (ЦУР 3.2), ликвидации СПИДа, туберкулеза и малярии (ЦУР 3.3) и достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения (ЦУР 3.8). Ни одна из ЦУР не осталась без внимания, а ВОЗ как орган, направляющий и координирующий международную работу в области здравоохранения в рамках системы ООН, старается охватить в своей деятельности все ЦУР, связанные с вопросами здоровья.

Таблица 4: Вклад партнеров в реализацию Целей в области устойчивого развития.

1 3.1. К 2030 году снизить глобальный коэффициент материнской смертности до менее 70 случаев на 100 000 живорождений GIZ, Посольство Швейцарии, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ВОЗ
2 3.2. К 2030 году положить конец предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, при этом все страны должны стремиться уменьшить неонатальную смертность до не более 12 случаев на 1000 живорождений, а смертность в возрасте до 5 лет до не более 25 случаев на 1000 живорождений ГАВИ, GIZ, СФР, Посольство Швейцарии, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ВОЗ
3 3.3. К 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии и тропических болезней, которым не уделяется должного внимания, и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ
4 3.4. К 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия Посольство Швейцарии, ЮНФПА, ВОЗ
5 3.5. Улучшать профилактику и лечение зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем ВОЗ
6 3.6. К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий ВОЗ
7 3.7. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение, и учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах GIZ, ЮНФПА, ВОЗ
8 3.8. Обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медико- санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех ГАВИ, GIZ, ЮНФПА, ЮСАИД, ВОЗ
9 3.9. К 2030 году существенно сократить количество случаев смерти и заболевания в результате воздействия опасных химических веществ и загрязнения и
отравления воздуха, воды и почв
ВОЗ
10 3.a. Активизировать при необходимости осуществление Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака во всех странах Посольство Швейцарии, ВОЗ
11 3.b. Оказывать содействие исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые в первую очередь затрагивают развивающиеся страны, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств и вакцин в соответствии с Дохинской декларацией «Соглашение по ТРИПС и общественное здравоохранение», в которой подтверждается право развивающихся стран в полном объеме использовать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в отношении проявления гибкости для целей охраны здоровья населения и, в частности, обеспечения доступа к лекарственным средствам для всех ВОЗ
12 3.c. Существенно увеличить финансирование здравоохранения и набор, развитие, профессиональную подготовку и удержание медицинских кадров в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах JICA, Посольство Швейцарии, ВОЗ
13 3.d. Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья Посольство Швейцарии, ВОЗ
14 Другие задачи ЦУР, связанные с вопросами здоровья JICA, ЮНФПА, ВОЗ


Более схематичный охват ЦУР приведен на Диаграмме 13.


Диаграмма 13. Вклад партнеров в реализацию ЦУР (охват целей)

5. Системы финансового управления

В разделе VI вопросника партнеров по развитию просят указать, какие финансовые инструменты страны, системы учета и / или национальные системы закупок ими используются. В 2018 году 6 из 12 партнеров по развитию указали была или не была зафиксирована их ОПР в национальном бюджете здравоохранения, у шестерых партнеров по развитию эта информация отсутствовала. В 2019 году 9 из 14 доноров ответили на этот вопрос, у 5 партнеров не было информации в этом отношении.


Диаграмма 14. ОПР зафиксированные в годовом бюджете на 2018-2019 годы

6. Предсказуемость помощи

Диаграмма 15 показывает обязательства сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем вплоть до 2024 года.
10 организаций планировали оказывать поддержку в 2019 году – исходя из того, что в анализе за 2019 год их проекты присутствовали, можно сделать вывод, что они выполнили свое обязательство. Долгосрочные планы поддержки есть только у двух организаций – это Саудовский фонд развития и ВОЗ. Они планируют оказывать поддержку сектору здравоохранения до 2024 года.
Отдельно стоит отметить, что на смену проекту SWAp в ближайшее время будет запущена Программа по улучшению качества услуг первичной медикосанитарной помощи в рамках Программы Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек – процветающая страна», которая будет поддерживаться участниками совместного финансирования – Всемирный Банк, Германский банк развития и Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству. Общий объем обязательств доноров по финансированию программы на пятилетний период до 2024 года оценивается в 37 млн долларов США.
Всемирный банк выделил 20 млн долл. США, 10 млн долл. США из которых предоставлены в качестве гранта, а остальные 10 млн долл. США – в виде кредита, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству - 9 млн долл. США и Банк KfW - 9 млн евро. Все соглашения о финансировании прошли процедуры ратификации.

Диаграмма 15. Обязательство сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем.

7. Координация и взаимодополняемость

9 партнеров по развитию сообщили, что в течение 2019 года было проведено в общей сложности 35 миссий. Кроме того, о проведенных в 2019 году аналитических работах сообщили ГАВИ, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮСАИД и ВОЗ – в сумме их было 16.
За 2018 год партнеры сообщили о меньшем количестве как совместных миссий, так и аналитических работ – 17 и 6 соответственно.

Диаграмма 16. Миссии и аналитические работы партнеров в области развития сектора здравоохранения, 2018-2019 гг.

Все организации дали свою оценку координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения за 2018 и 2019 годы. Шесть из двенадцати партнеров по развитию в 2018 году сообщили о хорошем уровне координации. Девять из четырнадцати партнеров в 2019 году также оценили уровень координации как хороший. Один из партнеров был очень доволен качеством координации и отметил его как отличный.
Координация деятельности партнеров


Диаграмма 17. Оценка координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения.

Отзывы о характере действенности политического диалога между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и их организациями предоставили десять партнеров в 2018 году и 11 партнеров в 2019 году. В целом партнеры по развитию считают, что политический диалог имеет среднее и даже большое воздействие на эффективность сотрудничества между Министерством здравоохранения и их организацией.


Диаграмма 18. Мнение о воздействии политического диалога в 2018 - 2019 гг.

Основными проблемами, которые препятствуют достижению полной согласованности и гармонизации с приоритетами сектора здравоохранения, по мнению партнеров, является следующее:
• Особенности схем сотрудничества каждого партнера по развитию и особенности государственной системы;
• Снижающийся потенциал по реализации реформ и мероприятий в секторе здравоохранения на национальном и местном уровнях, а также кадровые перестановки, в том числе на высших руководящих должностях; • Слабое политическое видение секторальных реформ и слабый потенциал лиц, определяющих политику;
• Различные интересы стран и организаций доноров;
• Низкий потенциал правительства в части координации и предоставления технических и информационных ресурсов и данных, что обусловливает его сильную зависимость от активного вклада партнеров по развитию;
• Ограниченный потенциал и ресурсы на национальном и местном уровнях, не позволяющие обеспечить дальнейшее осуществление успешных программ;
• Вспышки заболеваний и общая уязвимость страны перед лицом чрезвычайных ситуаций;
• Несогласованные инвестиционные стратегии и пакеты технической помощи.
Решение этих проблем, особенно в части повышения потенциала, позволило бы Министерству здравоохранения обеспечить более эффективную реализацию проектов и программ донорского сообщества на благо страны.