В этом разделе описывается план исследования, процесс сбора и анализа данных. План исследования предусматривал две фазы: (i) определение критериев приемлемости (критериев отбора) и (ii) разработку вопросника. Источником послужил успешный опыт Министерства здравоохранения Республики Молдова, приобретенный в предыдущие годы. Сбор данных осуществлялся через интерактивный интерфейс и подкреплялся интервьюированием, проводившимся в ходе в личной беседы. Данные анализировались исследовательской группой в тесном сотрудничестве с ИТ-специалистом.
Исследовательская группа состояла в основном из сотрудников отдела анализа политики здравоохранения Министерства здравоохранения. Свой вклад в исследование также внесли другие соответствующие отделы Министерства здравоохранения, которые предоставили материалы с описанием и структурой категорий среднесрочного планирования бюджета (MTBF), а также внесли поправки в общий анализ.

1. План исследования

1.1. Критерии отбора

Министерство здравоохранения Кыргызской Республики и страновое отделение ВОЗ провели данное исследование на основе материалов, полученных от партнеров по развитию, предоставляющих ОПР.
В соответствии с определением, приведенном в Статистических директивах п. 35 Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ОПР включает все официальные операции, которые:
1) направлены на оказание содействия экономическому развитию и благосостоянию
• развивающихся стран в качестве своей основной цели и
• предоставляются на льготных условиях;
2) содержат не менее 25% элемента гранта.

В отчете нет никаких сведений, касающихся благотворительной, либо спонсорской помощи, осуществляемой в секторе здравоохранения.
Партнеры по развитию, которые отвечали критериям отбора, но не выделяли средства в сектор здравоохранения Кыргызстана не включены в это исследование. Чтобы избежать двойного подсчета в случае, если один партнер по развитию выделяет средства ОПР от имени другого, партнером по развитию, сделавшим окончательные финансовые вложения в страну, является тот, который отчитался за этот проект.

1.2. Разработка вопросника и пилотный проект

Исследовательская группа разработала вопросник для сбора информации о каждом партнере по развитию, осуществляющем помощь сектору здравоохранения Кыргызстана и выделившем средства в 2015 году. В ходе пилотной фазы проект вопросника был направлен нескольким техническим представителям сообщества партнеров по развитию, предоставляющих ОПР для сектора здравоохранения Кыргызстана. Пилотная фаза и дальнейшие консультации позволили доработать и подготовить окончательный вариант вопросника в конце июня 2016 года.
Онлайн-версия вопросника была предоставлена всем имеющим на это право партнерам по развитию с обеспечением защищенного доступа через отдельные логины и пароли. 

1.3. Структура вопросника

Каждый раздел вопросника был разработан в сотрудничестве со всеми соответствующими отделами и подразделениями Министерства здравоохранения, в консультации со страновым офисом ВОЗ и независимыми консультантами таким образом, чтобы отвечать самым различным потребностям. В результате был получен обширный материал, и вопросник был составлен из десяти разделов.
В Разделе I запрашивается общая информация об организациях партнеров по развитию: их цели и ключевые достижения, общая сумма ОПР, которую они выделили в сектор здравоохранения Кыргызстана в 2015 году, классифицированная по четырем различным формам помощи: программная / проектная помощь, поддержка бюджета сектора здравоохранения (SBS), совместное финансирование в рамках общесекторального подхода (SWAp) и другое объединенное финансирование.
В Разделах II, III, IV и V собирается информация о каждой программе и / или проекте, выполняемых каждым отдельным партнером по развитию: дата начала и завершения; руководитель программы / проекта; способ/ режим реализации проекта (через офис партнера по развитию, государственный сектор или другой способ/ режим); и статус реализации по состоянию на 31 декабря 2015 года.
Кроме того, в вопроснике требовалось описание целей проекта / программы, текущего прогресса (целевых показателей – фактических показателей), типа финансирования и общего бюджета. Финансовые вложения оценивались количественно в зависимости от типа финансирования (т. е. техническая помощь, инвестиции и административные расходы) и далее классифицировались по реализующим объектам, группам заболеваний и факторам риска. Для предотвращения ошибок и двойного подсчета были предусмотрены соответствующие фильтры. В Разделе IV партнеров по развитию также просят представить проект в соответствии с приоритетными областями сектора здравоохранения: предоставление медицинских услуг, создание ресурсов, финансирование здравоохранения, лидерство и управление.
Была также запрошена информация о географическом охвате каждого проекта / программы.
В разделах VI, VII и VIII основное внимание уделялось оценке согласованности помощи с национальной политикой и стратегиями, распределению выделяемых средств в рамках среднесрочного планирования бюджета (MTBF) и другим финансовым инструментам, использованию государственных финансовых систем и систем закупок, среднесрочной (2016 – 2020 гг.) прогнозируемости помощи в рамках подпрограмм MTBF и долгосрочных планов партнеров по развитию. Эти разделы призваны помочь Министерству здравоохранения оценить согласованность и упорядоченность действий партнеров по развитию.
В заключительных разделах вопросника была проведена оценка координации деятельности доноров по совместным миссиям и аналитической работе (раздел IX) и мнений партнеров по вопросам развития и степени их удовлетворенности в отношении эффективности механизмов координации и политического диалога в секторе здравоохранения Кыргызстана (раздел X).
В конце вопросника участникам было предложено представить свои отзывы о его структуре и о целесообразности поставленных вопросов. Эти отзывы будут способствовать дальнейшему развитию системы сбора данных и улучшению будущих отчетов.

2. Сбор данных

2.1 Модель ввода данных онлайн

Данные вводились через веб-платформу. Эта платформа была взята из аналогичного опроса, проведенного в секторе здравоохранения Молдовы в 2011 – 2013 годах, при этом были учтены все аспекты и особенности системы здравоохранения Кыргызской Республики.
База данных была размещена на сервере Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. Партнерам в области развития был предоставлен трехнедельный срок для ввода данных с начала сентября 2016 года. Онлайн-платформа имеет преимущества как для партнеров по вопросам развития, так и для исследовательской группы. Партнеры по развитию могли получить доступ к онлайн-вопроснику для ввода и извлечения данных в удобное время и для возобновления задачи без потери ранее введенных данных. Партнеры по развитию также имели доступ к автоматически созданным файлам PDF - сводным текстам, предназначенным для облегчения визуализации предоставленной информации и для содействия процессу валидации данных. Система также позволила избежать трудностей при отслеживании отзывов и комментариев, которые возникают при одновременной работе над вопросником нескольких различных лиц. Исследовательская группа могла отслеживать процесс ввода данных и (при необходимости) отправлять своевременные напоминания, упрощать и ускорять проверку данных, а также создавать текстовые файлы и автоматически обновлять базу данных.

2.2. Интервью

Все партнеры по развитию, отвечающие критериям, были приглашены на интервью. Интервью были проведены исследовательской группой после завершения сбора данных через веб-платформу в конце сентября 2016 года - либо в ходе личной встречи, либо по электронной почте. Интервью проводились только после того, как партнеры по развитию получали доступ к онлайн-анкете. У валидационных интервью было пять целей:
1) представить цель исследования, вопросника и глоссария;
2) собрать общие комментарии и отклики касательно общих вопросов предпринятого процесса и возникающих трудностей;
3) проверить все предоставленные разделы вопросника и соответствующие определения на предмет достижения необходимого стандарта в однородности данных;
4) отметить детали, связанные с предметом исследования, но не вошедшие в данный проект вопросника, с тем чтобы зафиксировать, в каком месте и как можно улучшить его для будущих исследований;
5) получить дополнительную информацию по отдельным вопросам, которые не могут быть записаны / стандартизованы в рамках вопросника из-за отсутствия по ним единого мнения среди партнеров по развитию.

2.3. Анализ данных

Анализ данных включал несколько методов с упором на: (i) формирование общего анализа по всем партнерам по развитию, их проектам и их финансовым вливаниям; (ii) обеспечение качественного анализа обратной связи партнеров по процессам координации; (iii) перечень основной информации по каждому партнеру по развитию.
Чтобы стандартизировать предоставленную информацию по финансам, партнерам по развитию было предложено ввести данные в исходной валюте, используемой для выплат. Когда база данных была создана, программное обеспечение автоматически конвертировало все денежные единицы в доллары США (US$) – валюту отчетности, принятую Парижской декларацией для всех мероприятий по гармонизации помощи. В компьютерную программу был заложен показатель среднегодового обменного курса, зарегистрированный Национальным банком Кыргызской Республики на 2015 год.
Специалистом по ИТ было предложено два дополнительных модуля: один для создания индивидуальных вопросников (текстовых файлов) для каждого опрашиваемого донора, а другой для создания базы данных для введенных числовых переменных. Числовые переменные были сгенерированы и проанализированы с использованием Microsoft Excel®. Для анализа и презентации были использованы частотность данных и составление перекрестных таблиц.

2.4. Качество данных

Качество данных обеспечивалось несколькими способами. На этапе разработки вопросник пять раз был подвергнут обсуждению и пересмотру расширенной исследовательской группой, кроме того, было проведено пилотирование. На этапе сбора данных веб-платформа в Интернете включала в себя несколько внутренних механизмов управления, которые подсказывали пользователям, как избегать ошибок при вводе данных. Во избежание различия в толковании определений и вопросов, опрашиваемым дополнительно была предоставлена ссылка на глоссарий (см. приложение 3). Презентованные данные отражают информацию, официально предоставленную организациями, привлеченными к участию в опросе. Также партнеры по развитию прошли процесс проверки, в ходе которого все данные были проанализированы на предмет наличия расхождений, вызванных неправильным толкованием вопросов или глоссария. Неправильные интерпретации были возможны потому, что вопросы были сформулированы с учетом двух различных потребностей: они должны были быть достаточно точными во избежание неверного истолкования и в то же время должны были партнерам по развитию (у которых разные словари, отчетность и методы учета) дать возможность отвечать на вопросы с учетом их собственных целей и чувствовать себя комфортно, предоставляя официальные ответы. По завершении процессов валидации соответствующие представители одобрили все изменения, внесенные отдельными партнерами по развитию в первую версию вопросника.
Совместные усилия партнеров по развитию и исследовательской группы в процессе проверки позволили большинству партнеров по развитию завершить заполнение всех частей вопросника. Это гарантировало в дальнейшем однородность результатов. В процессе анализа данных все опросные листы были подвергнуты третьему уровню проверки качества данных посредством разведочного анализа и дополнительной очистки данных для устранения несоответствий.