Результаты 2017

1. Партнеры по развитию

В соответствии с критериями отбора в исследовании 2017 года были отобраны всего 35 партнеров по развитию, отвечающих разработанным критериям, и, соответственно, получили приглашения для участия в опросе. Из 35 представителей донорского сообщества 25 организации откликнулась на приглашение для участия в исследовании. 7 из этих партнеров по развитию сообщили, что не имели действующих проектов в 2017 году, однако 18 организаций реализовывали проекты и предоставили по ним полную информацию. Необходимо отдельно отметить, что одна организация - Глобальный фонд – откликнулась на приглашение принять участие в исследовании, но исполнительным агентством их проекта была Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Таблица 1. Участие в исследовании партнеров по развитию, 2017 год 

Партнеры по развитию сектора здравоохранения Кыргызстана Принимали участие в исследовании в 2015 г. Не приняли участие в исследовании в 2015 г. Приняли участие в исследовании, но не имели активных проектов в 2017 г. Приняли участие в исследовании в 2017 г. 
Азиатский банк развития (АБР)      
Всемирный банк (ВБ)    
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)    
Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)    
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)      
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА)    
Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС)    
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК)      
Всемирная продовольственная программа (ВВП)    
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO)      
Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Глобальный фонд)    
Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (ГАВИ)    
Евразийский банк развития (ЕАБР)      
Исламский банк развития (ИБР)      
Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Рсепублике – Германский банк развития (KfW)    
Посольство Соединенных Штатов - Агентство США по международному развитию (ЮСАИД)    
Германское общество по международному сотрудничеству (Германское общество по техническому сотрудничеству) (GIZ)    
Японское агентство международного сотрудничества (JICA)    
Посольство Южной Кореи в Кыргызской Республике - Корейское агентство международного сотрудничества (КОЙКА)      
Посольство Турции в Кыргызской Республике - Турецкое агенство международного сотрудничества (ТИКА)      
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР)      
Агенство Развития и Инвестирования Сообществ (АРИС)      
Посольство Швейцарской конфедерации в Кыргызской Республике - SDC    
Представительство Европейского Союза      
Посольство Австрии      
Посольство Японии в Кыргызской Республике      
Посольство Российской Федерации в Кыргызской Республике      
Посольство Республики Индия в Кыргызской Республике      
Посольство Исламской Республики Иран в Кыргызской Республики      
Посольство Израиля      
Посольство Королевства Саудовская Аравия/Саудовский фонд развития      
Посольство Катар в Кыргызской Республике      
Посольство Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике      
Посольство Финляндии      
Посольство Эстонии      
Итого: 12 10 7 18

По сравнению с исследованием 2015 года участие было расширено. В 2015 году в исследовании приняло участие 22 организации, из которых лишь 12 предоставили информацию по проектам. В исследовании 2017 года получена информация по проектам от 18 организаций-доноров.
Также необходимо отметить, что по сравнению с первым раундом картирования ко второму раунду картирования присоединились ПРООН, ФАО, Кувейтский фонд арабского экономического развития и Саудовский фонд развития, а также получены раздельные данные от Посольства Японии в Кыргызской Республике и Японского агентства международного сотрудничества.

Из 18 партнеров по развитию, которые представили информацию, десять являются многосторонними, а восемь – двусторонними

 

Диаграмма 1. Двусторонние и многосторонние партнеры по развитию, 2017 год
Проекты, охваченные этим исследованием, начались, продолжались или
закончились в 2017 году. В целом партнеры по развитию отчитались о 41 проекте и программах (рис. 2) на общую сумму 53 974 277 долларов США.
Общая сумма выплат составляет ХХХ% от общих расходов на
здравоохранение на 2017 год.

Диаграмма 2. Проекты или программы ОПР по каждому донору, 2017 год

Как видно из Диаграммы 2, самое большое количество проектов реализовывали ЮСАИД, Германский банк развития (KfW) и Посольство Швейцарии в Кыргызской Республике. На их долю приходится 56% всех донорских проектов в сфере здравоохранения за 2017 год.
Если говорить об ОПР, выделенных в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, то наиболее значительную финансовую помощь Кыргызской Республике оказали Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией (через ПРООН) в размере $15 797 109, Германский банк развития (KfW) в размере $9 772 972, и ЮСАИД в размере $8 657 000. Сумма бюджетов их проектов составляет 63,4% от суммы всех проектов партнеров по развитию в 2017 году.

Диаграмма 3. Общий объем ОПР по типу помощи
Из $53 974 277 долларов США 94% были выплачены в виде грантовой помощи (Диаграмма 3), лишь 6% были выделены в форме кредитов.

Что касается форм предоставления официальной помощи, то их можно разделить на 3 большие категории – Общесекторальный подход (SWAp), Поддержка конкретных проектов или программ и Поддержка бюджета сектора.

Диаграмма 4. Помощь по проекту, общесекторальный подход (SWAp) и другая
поддержка бюджета сектора (SBS), (с разбивкой по организациям), 2015 г

В 2017 году львиная доля (82%) сообщенных средств приходилась на программную и проектную помощь, а 18% средств пришлись на мероприятия в рамках SWAp. На поддержку бюджета сектора здравоохранения в 2017 году доноры не выделили финансовых средств.

Диаграмма 5. Общее распределение средств по формам помощи, 2017 г.

Что касается проекта SWAp, который реализуется в рамках Национальной программы реформирования сектора здравоохранения Ден Соолук, то его основными донорами традиционно являются Всемирный Банк, KfW и SDC.
Диаграмма ниже указывает поступление средств в корзину SWAp от каждой из этих организаций за весь период проекта (2012-2018 гг.).

Диаграмма 6. Выделенные средства в рамках SWAp.

Географический охват

Проекты партнеров по развитию были классифицированы как проекты с национальным охватом, с региональным охватом и пилотные проекты.

 

Диаграмма 7. Географический уровень охвата донорской поддержкой
Из диаграммы 7 видно, что 17 доноров оказывают поддержку на общенациональном уровне; 7 из них также осуществляли проекты на областном уровне. 4 из 18 опрошенных организаций реализуют пилотные проекты в пилотных районах.

2. Категории финансирования, компоненты, приоритеты системы здравоохранения

Распределение выделенных сумм на 2017 год по различным категориям финансирования показано на диаграмме 8. Наибольшая доля приходится на инвестиции (57,92%), на техническую помощь приходится 38,09%; а остальные 3,99% - на административные расходы. Глобальный фонд (через ПРООН), Банк развития КфВ и ВОЗ обеспечили наибольшую поддержку в виде инвестиций - 79% от общей суммы инвестиций. В исследовании 2015 года лидерами в данной категории были ВБ, КфВ и Швейцарское агентство по сотрудничеству. По сравнению с 2015 годом доля инвестиций выросла на 17,34%.
Доля технической помощи в 2017 году составила 38,09%, что на 15,97% меньше чем в 2015 году.

Диаграмма 8. Общая сумма выплат по категориям финансирования, 2017 г

Следующая диаграмма иллюстрирует распределение 38,09% средств технической помощи по пяти компонентам: (i) разработка политики; (ii) наращивание потенциала; (iii) разработка руководящих принципов и протоколов; (iv) нормативно-правовая база; (v) другое (включая коммуникационные, консалтинговые и другие подобные услуги). Как видно из даграммы, более сильный акцент в 2017 году был сделан на наращивание потенциала (51,85%).

 

Диаграмма 9. Техническая помощь по компонентам, 2017 г.

Диаграмма 9 иллюстрирует распределение инвестиционной квоты - 42,08% от общего объема освоенной ОПР - по пяти компонентам: (i) строительство и ремонт; (ii) медицинское оборудование и технологии; (iii) ИТ; (iv) медицинское оборудование; (v) другое. Наибольшая доля инвестиций приходится на медицинское оборудование и технологии.

Диаграмма 10. Инвестиционные расходы по компонентам, 2017 г.

В диаграмме 10 иллюстрируется распределение общих выплат по четырем функциям системы здравоохранения: (i) предоставление медицинских услуг; (ii) создание ресурсов; (iii) финансирование здравоохранения; (iv) стратегическое руководство и управление. Как видно из диаграммы основная доля выплат приходится на функцию предоставляения медицинских услуг (71,7%). Но кардинальных изменений в данной категории распределения по сравнению с 2015 годом не наблюдается.

 

Диаграмма 11. Выплаты по функциям системы здравоохранения, 2017 г.

Компонент предоставления услуг здравоохранения можно разбить на четыре категории: (i) первичная медико-санитарная помощь; (ii) стационарный уход; (iii) служба общественного здравоохранения; (iv) неотложная помощь (рис.12). Стационарная помощь остается основной в сфере внимания. В 2017 году вырос процент средств выделенных на неотложную (экстренную) помощь по сравнению с 2015 годом (15% против 2%).

 

Диаграмма 12. Распределение квоты на предоставление медицинских услуг, 2017 год.

На диаграмме 13 показано распределение всех выплат ОПР по различным программным областям приоритетов здравоохранения. Это наглядно показывает, что две области с наибольшей долей финансирования – это инфекционные заболевания (36,55%), здоровье матери и ребенка и репродуктивное здоровье (28,82%). Неинфекционные заболевания занимают третье место (11,90%). Меньшее внимание уделяется таким областям здравоохранения, как здоровье подростков (3,22%), травмы и насилие (9,2%), и другим направлениям (11,06%).

Диаграмма 13. Распределение ОПР в соответствии с приоритетными программными областями здравоохранения, 2017 

3. Согласование с национальными приоритетами

Сопоставление потоков помощи с политикой, стратегиями и программами сектора здравоохранения показано в таблице 8. Не все партнеры по развитию заполнили данную таблицу. Однако из полученных данных можно сделать вывод, что половина партнеров по развитию осуществляет свои проекты с учетом целей, изложенных в общенациональных стратегиях: Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы (восемь доноров) и Национальной программе реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы (10 доноров).

Таблица 2. Согласование деятельности партнеров с национальными программами и стратегиями, 2017 г. 

Общие стратегии 
Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы KfW; Посольство Швейцарии в КР; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ВБ; ВПП; ВОЗ, GIZ
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2018 годы KfW; Посольство Швейцарии в КР; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮНИСЕФ; ЮСАИД; ВБ; ВПП; ВОЗ
Подсекторальные стратегии 
Стратегия охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье – 2020) KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ
Инвестиционная стратегия в сфере здравоохранения на 2016-2025 годы KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ
Национальная программа по борьбе с туберкулезом-V KfW; ЮСАИД; ВБ
Государственная Программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2017 – 2021 годы KfW; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ; ГФ
Государственная программа профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Кыргызской Республике на 2013 – 2020 годы. KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ; ВПП; ВОЗ
Государственная программа «Иммунопрофилактика» на 2013 – 2017 годы ВБ; ВОЗ
Программа по предупреждению восстановления местной передачи малярии в Кыргызской Республике на 2014 – 2018 годы ВБ; ВОЗ
Государственная программа по защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака на 2008 – 2015 годы ВОЗ
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью. KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ
 Программа электронного здравоохранения Кыргызской Республики на 2016 – 2020 годы ЮСАИД; ВБ; ВОЗ
Концепция создания электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Кыргызской Республике ЮСАИД; ВБ; ВОЗ
Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014 – 2020 годы ВБ; ВОЗ
Программа по дополнительному стимулированию врачей, работающих в организациях здравоохранения отдаленых районов, малых городов и сельской местности Посольство Швейцарии в КР

4. Системы финансового управления

В разделе VII вопросника партнеров по развитию просят указать, какие финансовые инструменты страны и / или национальные системы закупок ими используются. Восемь партнеров по развитию указали, была или не была зафиксирована ОПР в национальном бюджете здравоохранения, у четырех партнеров по развитию эта информация отсутствовала (диаграмма15).

 

Диаграмма 14. Была ли ваша ОПР зафиксирована в годовом бюджете на 2017 год?

Четыре агентства представили на этот вопрос положительный ответ: КфВ, ВБ, ГАВИ и ЮНФПА.
Пять организаций предоставили данные о прохождении национальных процедур (исполнение бюджета, финансовая отчетность, аудит, закупки). Двое из этих доноров сообщили об использовании национальных процедур исполнения бюджета, финансовой отчетности и аудита. Среди партнеров, не относящихся к SWAp, только ЮНФПА сообщили об использовании национальной системы закупок.

5. Предсказуемость помощи

Это исследование охватило 41 проектов и программ: 34 из них продолжаются, 5 были завершены к 31 декабря 2017 года, 1 проект одобрен, но еще не запущен, и 1 проект был приостановлен.
Большинство партнеров по развитию (9) обязуются оказывать поддержку в 2018 году. Из них шесть партнеров намерены продолжать оказывать поддержку в 2019 году и четыре в 2020 году. Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству и Всемирная продовльтсвенная программа взяли на себя обязательство поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана до 2022 года (диаграмма 16).


Диаграмма 15. Обязательство сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем.

Из тех партнеров, которые продолжат поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана в 2018 году, семь агентств подтвердили намерение увеличивать финансирование, а два учреждения сообщили о планах по сокращению сумм своих взносов.

Диаграмма 16. Обязательства по размерам финансирования на 2019 г.

6. Координация и взаимодополняемость

8 партнеров по развитию сообщили, что в течение 2017 года было проведено в общей сложности 120 миссий, большая часть из них (105) проводились ВОЗ. ВОЗ остается самым активным в этом отношении донором, также, как и в 2015 году. Кроме того, о проведенных в 2017 году аналитических работах сообщили Германское общество по международному сотрудничеству, Швейцарское посольство в Кыргызской Республике, ЮНФПА, и ВОЗ. В общей сумме проведено 20 совместных аналитических работ.

Диаграмма 17. Миссии партнеров в области развития сектора здравоохранения и аналитическая работа, 2017 г.

Девять из четырнадцати партнеров по развитию, которые оценили координацию партнеров в секторе здравоохранения, сообщили о хорошем уровне координации. Три партнера по развитию заявили, что координация осуществляется на среднем уровне. Один из партнеров был очень доволен качеством координации и отметил его как отличный.

Диаграмма 18. Оценка координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения.

Отзывы о характере действенности политического диалога между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и их организациями предоставили одиннадцать партнеров по развитию. Мнения доноров оказались неоднозначными: ВОЗ и ПРООН считают, что политический диалог имеет большое воздействие. Семь организаций отмечают среднее воздействие политического диалога между их организацией и Министерством здравоохранения. Четыре организации указали лишь о некотором воздействии от политического диалога.


Диаграмма 19. Мнение о воздействии политического диалога в 2017 году.