Результаты 2015

1. Партнеры по развитию

В соответствии с указанными критериями приемлемости были отобраны 19 партнеров по развитию, отвечающих разработанным критериям, и, соответственно, приглашены для участия в опросе. Семь из этих партнеров по развитию не реализовали действующих проектов в 2015 году, однако 12 организаций занимались этим и предоставили полную информацию.

Таблица 1. Участие в исследовании партнеров в области развития, 2015 год

Партнеры по развитию сектора здравоохранения Кыргызстана  Реализовавшие проекты в 2015 г. Не работали в 2015 г.
АБР (ADB) Азиатский банк развития    1
ФАО (FAO) Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН  
GIZ Германское общество по международному сотрудничеству (Германское общество по техническому сотрудничеству)  1  
Глобальный фонд (Global Fund) Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией  
Посольство Ирана (Iranian Embassy) Посольство Ирана    1
Посольство Японии – JICA Посольство Японии – Японское агентство международного сотрудничества  1  
KfW Посольство Федеративной Республики Германия в КР – Германский банк развития KfW  
Посольство Кореи – KOICA Посольство Республики Корея – Корейское агентство международного сотрудничества    1
Посольство России (Russian Embassy) Посольство России  
Посольство Швейцарии (Swiss Embassy) – SDC Посольство Швейцарии – Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству  1  
ЮНЭЙДС (UNAIDS) Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу  
ПРООН (UNDP) Программа развития Организации Объединенных Наций    1
ЮНФПА (UNFPA) Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения  1  
ЮНИСЕФ (UNICEF) Детский фонд Организации Объединенных Наций  
ЮНОДК (UNODC) Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности    1
Посольство Соединенных Штатов Америки – ЮСАИД (USAID) Посольство Соединенных Штатов - Агентство США по международному развитию  1  
ВБ (WB) Всемирный банк  
ВПП (WFP) Всемирная продовольственная программа  
ВОЗ (WHO) Всемирная организация здравоохранения  

 

Из 12 партнеров по развитию, которые представили информацию, семь являются многосторонними, а пять – двусторонними.

 

Диаграмма 1. Двусторонние и многосторонние партнеры по развитию, 2015 год
Проекты, охваченные этим исследованием, начались, продолжались или закончились в 2015 году. В целом партнеры по развитию сообщили о 42 проектах и программах (диаграмма 2) на общую сумму 40 932 763 долларов США. Общая сумма выплат составляет 21% от общих расходов на здравоохранение на 2015 год.

Диаграмма 2. Проекты или программы ОПР по каждому донору, 2015 год

Если говорить об ОПР, выделенных в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, то наиболее значительную финансовую помощь Кыргызской Республике оказали Соединенные Штаты Америки и Швейцария. Оба партнера использовали различные методы оказания помощи.
Из 40 932 763 долларов США только 10% были выплачены в виде льготных кредитов, тогда как 90% - предоставлено в виде грантов. Что соответственно составило 4 260 000 долл. США и 36 672 763 долл. США (диаграмма 3).

 

Диаграмма 3. Общий объем ОПР по типу помощи

В диаграмме 4 проиллюстрировано распределение всей ОПР по методам оказания помощи: помощь на основе проектов; поддержка бюджета сектора (SBS) здравоохранения; объединенные средства по общесекторальному подходу (SWAp); и другое объединенное финансирование.

Вставка 1. Общесекторальный подход-2 (SWAp-2) и «Ден соолук»

Общесекторальный подход (SWAp-2) и Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы

ОЭСР определяет общесекторальный подход (SWAp) как обстоятельство, при котором все значительные средства, поступающие от партнеров по развитию, идут на поддержку единой, комплексной политики сектора и независимой программы, соответствующей устойчивой макроэкономической структуре, под руководством правительства. В ОЭСР также указывается, что поддержка партнерами общесекторального подхода (SWAp) может принимать любую форму, например помощи по проектам, технической помощи или поддержки бюджета, хотя должно присутствовать стремление к нарастанию применения государственных процедур по выплатам и учету всех средств.
В случае с сектором здравоохранения Кыргызстана общесекторальный подход (SWAp-2) включает в себя трех партнеров: Всемирный банк, Германский банк развития и Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству. В рамках этой деятельности программа реформ «Ден соолук» поддерживается на общую сумму 41,4 млн. долл. США.

Диаграмма 4. Отчисления SWAp-2 (2012 – 2016 гг.)
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» была разработана на 2012 – 2016 годы и является продолжением предыдущих национальных программ реформирования здравоохранения: «Манас» (1996 – 2005 гг.) и «Манас таалими» (2006 – 2011гг.). Программа «Ден соолук» была разработана коллегиально, общими усилиями под руководством Министерства здравоохранения и при поддержке ВОЗ и других партнеров по развитию, действующих в рамках общесекторального подхода (SWAp).
Миссия программы заключается в создании условий для охраны здоровья, улучшения состояния здоровья всего населения и каждого человека в отдельности, независимо от социального статуса и гендерных различий. Основываясь на структуре бремени заболеваний и обязательствах правительства Кыргызской Республики по достижению Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ), для программы «Ден соолук» были отобраны четыре приоритетных направления по улучшению показателей здравоохранения: (i) сердечно-сосудистые заболевания; (ii) охрана здоровья матери и ребенка; (iii) туберкулез; и (iv) ВИЧ-инфекция.
Программа «Ден соолук» построена на достижениях и успехах предыдущих национальных программ реформирования сектора здравоохранения, но имеет свои отличительные особенности.
• Структура рассматривает установленные приоритеты с четким определением ожидаемых результатов в каждой области.
• Вся программная деятельность определяется согласованными ожидаемыми результатами в улучшении показателей здоровья населения.
• Улучшение основных медицинских услуг как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего населения, является основой этой программы.
• Укрепление системы здравоохранения будет решительно ориентировано на устранение барьеров, препятствующих предоставлению ключевых медицинских услуг в четырех отобранных приоритетных областях.
• Выбраны приоритетные области деятельности.

 

Диаграмма 5. Помощь по проекту, общесекторальный подход (SWAp) и другая поддержка бюджета сектора (SBS), 2015 г.

Следует отметить, что ВОЗ только предоставляет поддержку бюджета сектора (SBS) вне общесекторального подхода (SWAp).

Диаграмма 6. Общее распределение средств по формам помощи, 2015 г. 

2. Географический охват

Почти все партнеры по развитию (11 из 12) указали, что они оказывают поддержку национальному уровню / структурам; восемь из них также осуществляли проекты на областном уровне. 8 из 12 опрошенных организаций реализуют пилотные проекты в пилотных районах.

Диаграмма 7. Партнеры по развитию (по охвату деятельности), 2015 г.

Таблица 2. Партнеры по развитию (географический охват деятельности), 2015 г.

Географический охват Доноры
Национальный Глобальный фонд, GIZ, KfW, Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВБ, ВПП, ВОЗ
Областной Город Бишкек GIZ, KfW, Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮСАИД, ВОЗ
  Город Ош KfW, Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ, ЮСАИД
  Баткенская область ЮНИСЕФ, ВБ
  Джалал-Абадская область ЮСАИД
  Иссык-Кульская область GIZ, Посольство Швейцарии – SDC
  Нарынская область Посольство Швейцарии – SDC
  Ошская область KfW, ЮСАИД
  Таласская область ЮНФПА
  Чуйская область GIZ, ЮСАИД, ВОЗ
Пилотные районы GIZ, KfW, Посольство Японии – JICA , Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВБ, ВОЗ

 Местоположение деятельности всех партнеров и их соответствующих проектов согласно информации, представленной в настоящем исследовании, показано ниже (диаграмма 8). Несколько малых городов не были охвачены пилотной деятельностью: Баткен, Сулюкта, Кадамжай, Кербен и Нарын.

Диаграмма 8.  

3. Категории финансирования, компоненты, приоритеты системы здравоохранения

Распределение выделенных сумм на 2015 год по различным категориям финансирования показано на диаграмме 9. Наибольшая доля приходится на техническую помощь (54,06%), на инвестиции приходится 40,58%; а остальные 5,36% - на административные расходы. ЮСАИД, SDC и Глобальный фонд обеспечили наибольшую поддержку в виде технической помощи - 66% от общей суммы. Наибольшую долю инвестиций (83%) как по грантам, так и по кредитам, предоставили три партнера по развитию: ВБ, KfW и SDC.

 

Диаграмма 9. Общая сумма выплат по категориям финансирования, 2015 г

Следующая диаграмма иллюстрирует распределение 54,1% средств технической помощи по пяти компонентам: (i) разработка политики; (ii) наращивание потенциала; (iii) разработка руководящих принципов и протоколов; (iv) нормативно-правовая база; (v) другое (включая коммуникационные, консалтинговые и другие подобные услуги).

Диаграмма 10. Техническая помощь по компонентам, 2015 г.

Диаграмма 11 иллюстрирует распределение инвестиционной квоты - 40,6% от общего объема освоенной ОПР - по пяти компонентам: (i) строительство и ремонт; (ii) медицинское оборудование и технологии; (iii) ИТ; (iv) медицинское оборудование; (v) другое. Наибольшая доля инвестиций приходится на медицинское оборудование и технологии.

Диаграмма 11. Инвестиционные расходы по компонентам, 2015 г.

В диаграмме 12 иллюстрируется распределение общих выплат по четырем функциям системы здравоохранения: (i) предоставление медицинских услуг; (ii) создание ресурсов; (iii) финансирование здравоохранения; (iv) стратегическое руководство и управление.

Диаграмма 12. Выплаты по функциям системы здравоохранения, 2015 г.

Компонент предоставления услуг здравоохранения можно разбить на четыре категории: (i) первичная медико-санитарная помощь; (ii) стационарный уход; (iii) служба общественного здравоохранения; (iv) неотложная помощь (рис.13). Стационарная помощь остается основной в сфере внимания. Только 2% от общих выплат в 2015 году предназначены для оказания неотложной помощи.

Диаграмма 13. Распределение квоты на предоставление медицинских услуг, 2015 год.

На диаграмме 14 показано распределение всех выплат ОПР по различным программным областям приоритетов здравоохранения. Это наглядно показывает, что две области с наибольшей долей финансирования – это инфекционные заболевания (48,70%), здоровье матери и ребенка и репродуктивное здоровье (33,85%). Неинфекционные заболевания занимают третье место (11,90%). Меньшее внимание уделяется таким областям здравоохранения, как здоровье подростков (2,05%), травмы и насилие (1,77%), и другим направлениям (1,73%).

Диаграмма 14. Распределение ОПР в соответствии с приоритетными программными областями здравоохранения, 2015 

4. Согласование с национальными приоритетами

Сопоставление потоков помощи с политикой, стратегиями и программами сектора здравоохранения показано в таблице 8. Практически все опрошенные партнеры по вопросам развития осуществляют свои проекты с учетом целей, изложенных в общенациональных стратегиях: Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы (восемь доноров) и Национальной программе реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы (10 доноров). Один из партнеров (посольство Японии - JICA) сообщил, что работает только по подсекторальным стратегиям; и один из доноров не ответил на вопрос по этому разделу.

Таблица 8. Согласование деятельности партнеров с национальными программами и стратегиями, 2015 г.

Общие стратегии 
Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы GIZ; KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ВБ; ВПП; ВОЗ
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы GIZ; KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮНИСЕФ; ЮСАИД; ВБ; ВПП; ВОЗ
Подсекторальные стратегии 
Стратегия охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье – 2020) KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ
Национальная стратегия охраны репродуктивного здоровья населения Кыргызской Республики до 2015 года GIZ; Посольство Японии – JICA; KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ; ВОЗ
Программа по улучшению перинатальной помощи в Кыргызской Республике на 2008 – 2017 годы GIZ
Национальная программа "Туберкулез-IV" на 2013 – 2016 годы KfW; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ
Государственная Программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2012 – 2016 годы KfW; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ
осударственная программа профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Кыргызской Республике на 2013 – 2020 годы. KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ; ВПП; ВОЗ
Государственная программа «Иммунопрофилактика» на 2013 – 2017 годы ВБ; ВОЗ
Программа по предупреждению восстановления местной передачи малярии в Кыргызской Республике на 2014 – 2018 годы ВБ; ВОЗ
Государственная программа по защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака на 2008 – 2015 годы ВОЗ
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ
Программа электронного здравоохранения Кыргызской Республики на 2016 – 2020 годы ЮСАИД; ВБ; ВОЗ
Концепция создания электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Кыргызской Республике ЮСАИД; ВБ
Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014 – 2020 годы ВБ; ВОЗ

 

5. Системы финансового управления

В разделе VII вопросника партнеров по развитию просят указать, какие финансовые инструменты страны и / или национальные системы закупок ими используются. Восемь партнеров по развитию указали, была или не была зафиксирована ОПР в национальном бюджете здравоохранения, у четырех партнеров по развитию эта информация отсутствовала (диаграмма15).

Диаграмма 15. Была ли ваша ОПР зафиксирована в годовом бюджете на 2015 год?

Четыре агентства представили на этот вопрос положительный ответ: трое участвовали в механизме SWAp (KfW, SDC, ВБ) плюс ЮНЭЙДС.
Только пять организаций предоставили данные о прохождении национальных процедур (исполнение бюджета, финансовая отчетность, аудит, закупки). Все эти доноры сообщили об использовании национальных процедур исполнения бюджета, финансовой отчетности и аудита. Среди партнеров, не относящихся к SWAp, только ЮНЭЙДС сообщила об использовании национальной системы закупок. 

6. Предсказуемость помощи

Это исследование охватило 42 проекта и программ: 30 из них продолжаются, а 13 были завершены к 31 декабря 2015 года.
Большинство партнеров по развитию (восемь из 12) обязуются оказывать поддержку в 2016 году. Из них шесть партнеров намерены продолжать оказывать поддержку в 2017 году и пять в 2018 году. ВОЗ и SDC уже взяли на себя обязательство поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана до 2020 года (диаграмма16).

Диаграмма 16. Обязательство сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем.

Из тех партнеров, которые продолжили поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана в 2016 году, два агентства подтвердили намерение увеличивать финансирование, а шесть учреждений сообщили о планах по сокращению сумм своих взносов.

Диаграмма 17. Обязательства по размерам финансирования на 2016 г.

 

7. Координация и взаимодополняемость

6 партнеров по развитию сообщили, что в течение 2015 года было проведено в общей сложности 48 миссий, чуть менее 69% (33) из них проводились ВОЗ. Кроме того, только ВОЗ и SDC сообщили о проведенных аналитических работах в 2015 году.

Диаграмма 18. Миссии партнеров в области развития сектора здравоохранения и аналитическая работа, 2015 г.

Пять из 11 партнеров по развитию, которые оценили координацию партнеров в секторе здравоохранения, сообщили о хорошем уровне координации. Три партнера по развитию заявили, что координация осуществляется на среднем уровне.

Диаграмма 19. Оценка координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения.

Отзывы о характере действенности политического диалога между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и их организациями предоставили одиннадцать партнеров по развитию. Мнения доноров оказались неоднозначными: пятеро из них считают, что политический диалог имеет большое воздействие (ВПП, ВБ, SDC, KfW, ВОЗ). ВПП отметила, что Министерство здравоохранения всегда доступно для координации, обсуждения и помощи в деятельности в области развития.

Диаграмма 20. Мнение о воздействии политического диалога в 2015 году.
При ответе на вопрос о механизме координации были названы такие проблемы, как наличие противоположных и несогласованных интересов у партнеров по развитию, а также различия в процедурах, появление в секторе здравоохранения новых и нетрадиционных партнеров, которые не участвуют в SWAp и имеют параллельные структуры, Министерство здравоохранения демонстрирует недостаточно твердое руководство и ответственность для обеспечения качественной реализации программ здравоохранения, отмечается низкий уровень предсказуемости действий и координации нетрадиционных доноров, а также высокая текучесть кадров. Организации-партнеры предложили несколько путей улучшения ситуации, в том числе:
• для того чтобы возглавить работу (стать лидером), Министерство здравоохранения должно взять на себя руководство всем процессом и вести диалог по формированию политики;
• укрепить потенциал высшего руководства в Министерстве здравоохранения;
• пропускать каждое донорское обязательство через SWAp (хотя это представляется нереалистичным);
• увеличить зарплаты (вознаграждения) в Министерстве здравоохранения в целях сокращения текучести кадров;
• установить регулярный обмен информацией между Министерством здравоохранения и партнерами по развитию, и
• повысить уровень прозрачности в отношении ОПР и деятельности партнеров.