Кыргызская Республика привержена осуществлению Повестки дня OOH в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цели устойчивого развития (ЦУР) включены в государственную политику и отражены в Национальной стратегии развития (2018-2040), Программе «Единство. Доверие.
Созидание» (2018-2022), в основу которых был поставлен человекоцентрический подход. Концептуальной идеей Стратегии до 2040 года является обеспечение высокого качества и достойного уровня жизни человека, с особым акцентом и приоритетным вниманием к наиболее уязвимым группам населения.
Для достижения ЦУР к 2030 году Кыргызская Республика установила ключевой приоритет: ориентированность политики, нацеленной на развитие человека. Для этого реализуются национальные стратегии по обеспечению гарантий правовой и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, сокращению неравенства, искоренению бедности, смягчению последствий изменения климата, снижению риска бедствий, инвестированию в человеческое развитие, формированию навыков и знаний для всех слоев общества, созданию рабочих мест и поддержке здорового образа жизни, продвижению гендерного равенства.
В рамках Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы долгосрочным приоритетным направлением социального развития является изменение системных подходов в здравоохранении.
В долгосрочной перспективе система здравоохранения –доступная, качественная, безопасная, использующая инновационные подходы, ориентированная на потребности человека, а население Кыргызской Республики имеет максимально улучшенные показатели по состоянию здоровья.
В июне 2018 году проведен Обзор Национальной программы реформирования системы здравоохранения «Ден соолук» на 2012-2018 годы (далее-Программа «Ден соолук»). Программа «Ден соолук» была сфокусирована на достижении конкретных целей по показателям здоровья путем обеспечения расширенного охвата населения ключевыми услугами, улучшения качества предоставляемой медицинской помощи и устранения барьеров в системе здравоохранения, которые не были устранены в рамках предыдущих двух программ.
В рамках реализации Программы «Ден соолук» наметилась тенденция стабильного снижения общего показателя смертности от сердечно сосудистых заболеваний с 331,3 на 100,0 тыс. населения в 2012 году до 265,7 - в 2018 году. Таким образом, проведенные мероприятия по приоритетному направлению сердечно-сосудистых заболеваний демонстрируют значительный прогресс по представленным индикаторам, что свидетельствует о правильном выборе стратегии усиления активности работы с населением и укрепления первичного звена здравоохранения.
Значительный прогресс отмечен в достижении ожидаемых результатов в приоритетном направлении «Охраны здоровья матери и ребенка». Внедрен подход по улучшению качества акушерской помощи на основе извлеченных уроков, осуществлена оценка качества помощи матерям и новорождённым в родовспомогательных организациях здравоохранения и на уровне первичной медико-санитарной помощи. Показатель младенческой и детской смертности в стране имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2015 году Кыргызстан вошел в число стран, которые достигли ЦРТ-4.
Снижение уровня ранней неонатальной смертности на 10% к 2018 году достигнут. В 2011 году показатель ранней неонатальной смертности составлял 15,0 на 1000 живорожденных, снижение в сравнении с 2018 годом составило 27,3%.
Поддержание показателя детской смертности (детей в возрасте до 5 лет) на уровне 21,0 на 1000 родившихся живыми в 2017-2018 годах достигнут.
Показатель материнской смертности в 2018 году составил 30,4 на 100 тыс.
родившихся живыми, что в сравнении с 2011 годом (базовый показатель) снизился на 36%.
В рамках международного сотрудничества достигли больших результатов в модернизации и улучшении инфраструктуры региональных организаций здравоохранения. Завершены строительство больницы «Бишкекская больница кыргызско-турецкой дружбы», строительство нового здания городской больницы в г.Ош, реконструкция и оснащение современным оборудованием Национального центра онкологии. Получены передвижные мобильные автолаборатории, мобильные клиники на автотранспорте.
По государственно-частному партнерству при грантовой поддержке Германского банка развития (KfW) открыты центры гемодиализа.
Завершение реализации Программы «Ден соолук» с учетом достигнутых успехов и прогресса данной программы, обусловило необходимость разработки новой Программы Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения до 2030 года.
Программа Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек – процветающая страна» разработана с учетом обозначенных задач ЦУР и Национальной стратегии развития Кыргызской Республики (2018-2040) и утверждена постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 декабря 2018 года №600.
Основной целью Программы является укрепление ориентированных на нужды людей систем, обеспечивающих здоровье населения, и предоставление качественных услуг на протяжении всей жизни, нацеленных на максимальное улучшение показателей здоровья населения, сокращение неравенства в отношении здоровья, обеспечение финансовой защиты.
Приоритетные направления:
• Общественное здоровье и профилактика
• Развитие ПМСП
• Усовершенствование и рационализация больничной системы
• Развитие скорой медицинской помощи
• Лабораторные услуги
• Лекарственные средства и медицинские изделия
• Стратегическое управление здравоохранением
• Кадровые ресурсы в здравоохранении
• Развитие электронного здравоохранения
• Развитие системы финансирования
Во время проведения Совместного ежегодного обзора и Саммита по здравоохранению в апреле 2019г. подписано Совместное заявление для партнерства между Правительством Кыргызской Республики и Партнерами по Развитию по Программе Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения «Здоровый человек – процветающая страна» на 2019-2030 годы.
В целях усиления механизмов межсекторального взаимодействия и интеграции вопросов охраны здоровья населения в деятельность органов местного самоуправления постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 сентября 2019 года № 458 утверждено Типовое положение о Координационной комиссии по вопросам охраны здоровья населения в областях, районах и городах Кыргызской Республики.
Внесены изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Координационном совете по общественному здравоохранению при Правительстве Кыргызской Республики» от 26 июня 2014 года № 352.
В целях усиления институциональных механизмов системы мониторинга и оценки в рамках Программы 2030 приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 05.04.2019г. №198 утверждено Методическое руководство по мониторингу и оценке.
В первый год реализации Программы 2030, Министерством здравоохранения Кыргызской Республики велась целенаправленная работа, направленная на усиление первичной медико-санитарной помощи.
Правительство принимает ряд мер для решения вопроса кадрового обеспечения, было решено с конца 2018 года значительно повысить заработную плату семейных врачей в организациях здравоохранения ПМСП, в зависимости от результатов деятельности. В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20.12.2018г №640 об увеличении заработной платы семейным врачам и семейным медицинским сестрам, введен новый механизм оплаты труда за результаты работы на уровне ПМСП на основе индикаторов. За счет дополнительной выплаты, заработная плата семейных врачей увеличилась в два раза. Заработная плата семейных врачей в зависимости от достижения выплат за результаты деятельности в среднем составила от 18,1 тыс.сомов до 27,8 тыс.сомов.
В результате оптимизации организаций здравоохранения первичного звена произошло слияние юридически самостоятельных ЦСМ в разрезе 4х районных объединенных ЦСМ г.Бишкек, тем самым обеспечив доступность и повышения качества предоставляемых населению первичных медицинских услуг.
В 2019 году разработана Программа по улучшению качества услуг первичной медико-санитарной помощи, которая будет поддерживать реализацию Программы 2030. Данная Программа основывается на использовании такого инструмента как «Программа, ориентированная на результат» (ПОР) для поощрения заинтересованности клиента и обеспечения достижения конкретных результатов. Для эффективной реализации Программы Законом Кыргызской Республики от 3 декабря 2019 года №132 ратифицировано Соглашение о финансировании (Программа повышения качества первичной медико-санитарной помощи) между Кыргызской Республикой и Международной ассоциацией развития (Всемирный банк) на сумму 20 млн. долларов США, подписанное 9 сентября 2019 года в городе Бишкек.
Сектор здравоохранения
Здоровье населения традиционно является приоритетом государственной политики в Кыргызской Республике. Здоровье населения является одним из показателей социально-экономического развития страны.
По данным Национального статического комитета Кыргызской Республики по итогам 2019 года объем валового внутреннего продукта (ВВП) сложился в сумме 590,0 млрд сомов и реальный темп прироста составил 4,5 % (в 2018 году составил 103,8 %), без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор темп роста составил 103,8 % (в 2018 году – 103,7 %). Дефлятор ВВП сложился на уровне 99,2 %.
Таблица 1: Государственные расходы в 2018-2019
Показатели | 2018 | 2019 |
Общая сумма государственных расходов (млн. сомов) | 157 796,0 | 167 843,9 |
Общие расходы на здравоохранение (млн. сом) | 14 594,9 | 14 611,7 |
Расходы на здравоохранение как % от общих государственных расходов | 9 | 9 |
Из Таблицы выше видно, что и в 2018 году и в 2019 году расходы на здравоохранение составили в среднем 9% от общего уровня государственных расходов, что ниже по сравнению с аналогичным показателем за 2017 год (13%).
Таблица 2: Возрастные коэффициенты рождаемости в 2018-2019гг.
(число родившихся на 1000 женщин соответствующей возрастной группы)
Годы | Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет: | ||||||||
моложе 20 | 20-24 | 25-29 | 30-34 | 35-39 | 40-44 | 45-49 | 50-54 | Итого 15-49 | |
2018 | 35,9 | 207,9 | 185,9 | 130,4 | 77,5 | 21,3 | 1,3 | 0,0 | 106,8 |
2019 | 37,7 | 208,8 | 189,0 | 129,8 | 80,1 | 22,0 | 1,3 | 0,0 | 107,2 |
Уровень общей заболеваемости населения в 2019 году незначительно снизился в сравнении с 2018 г. составив среди взрослых и подростков 19121,5 на 100 000 населения (2018 г. – 20110,1; - 4,9%) и среди детей 31666,1 на 100 000 детского населения (2018 г. -33287,9; - 4,9%).
В структуре причин заболеваемости взрослых и подростков ведущее место занимали болезни органов дыхания (22,3%), мочеполовой системы (10,6%),органов пищеварения (13,3%), травмы и отравления (7,6%), болезни глаза (7,2%) и болезни системы кровообращения 8.5%).
В 2019 году показатель материнской смертности снизился от уровня 24,8 (2018 г.-30,1) на 100000 родившихся живыми. В структуре причин материнской смертности в 2019 году первое место занимали экстрагенитальные заболевания (30,2%), второе – кровотечения (23,3%), третье - септические осложнения (18,6%) и гипертензивные расстройства (16,3%). Процент смертности во время беременности в 2019 г. составил 11,6%, родах и послеродовом периоде 83,7% и по 2,3% от абортов и внематочной беременности.
Диаграмма 1. Материнская смертность, Кыргызская Республика в областном разрезе, 2018-2019 гг. (на 100000 живорожденных)
Показатель младенческой смертности, несмотря на некоторое снижение, по-прежнему, остается высоким. В 2019г. от различных заболеваний, отравлений и травм умерло 2621 ребенок в возрасте до одного года, или 15,1 детей на 1000 родившихся живыми. Основными причинами младенческой смертности являются заболевания и состояния, возникающие в перинатальном (послеродовом) периоде – 1806 детей, или 68,9% от общего числа умерших детей в возрасте до 1 года, а также врожденные пороки развития – 410 младенцев, или 15,6%.
Диаграмма 2. Младенческая смертность, Кыргызская Республика (на 1000 живорожденных)
Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения Кыргызской Республики на 31 декабря 2019 года составила 6млн. 524 тыс. человек.
В 2019г. темп прироста численности населения, обусловленный ростом рождаемости, составил 2,1%, что по мировым меркам является довольно высоким. Наиболее высокий показатель отмечался в гг. Бишкек и Ош – 2,6-4,3%, низкий – в Нарынской и Иссык-Кульской областях – 0,9-1,3% (Таблица 3).
Таблица 3: Численность постоянного населения Кыргызской Республики на начало 2019-2020гг.
Численность постоянного населения, тыс. человек | в том числе за счет, % | |||
на 1 января 2019 г | на 1 января 2020 г | естественного прироста | миграционного оттока (-) | |
Кыргызская Республика | 6389,5 | 6523,5 | 2,2 | -0,1 |
Баткенская область | 525,1 | 537,3 | 2,5 | -0,2 |
Джалал-Абадская область | 1214,4 | 1238,8 | 2,2 | -0,2 |
Иссык-Кульская область | 489,8 | 496,1 | 1,5 | -0,2 |
Нарынская область | 287,0 | 289,6 | 1,4 | -0,5 |
Ошская область | 1341,9 | 1368,1 | 2,3 | -0,3 |
Таласская область | 263,5 | 267,4 | 1,8 | -0,3 |
Чуйская область | 941,1 | 959,8 | 2,0 | 0,0 |
г.Бишкек | 1027,2 | 1053,9 | 2,4 | 0,2 |
г.Ош | 299,5 | 312,5 | 3,9 | 0,4 |
В общей численности населения в целом по республике преобладают женщины. На конец 2019г. 3 млн. 238 тыс. человек (49,6%) составили мужчины и 3 млн. 286 тыс. (50,4%) – женщины. Но в регионах с высокой рождаемостью (Баткенская, Ошская, и Джалал-Абадская области) численность мужского населения превышает численность женского.
Из общей численности населения большая часть проживает в сельской местности (4 млн. 292 тыс. человек), что равно двум третям от общего населения, а городское насление составляет 2 млн. 231 тыс. человек. Плотность населения составила в среднем 33 человека на один квадратный километр
На изменение численности населения оказывают влияние естественный прирост населения, формирующийся под влиянием изменений рождаемости и смертности населения, а также уровень миграции населения. Поскольку миграционный баланс, по-прежнему, характеризуется превышением числа эмигрантов над иммигрантами, прирост численности населения достигается только за счет естественного прироста. В 2019г. темп прироста численности населения составил 2,1 процента, что, по мировым меркам, является довольно высоким. Наиболее высокий показатель отмечался в гг. Бишкек и Ош – 2,6-4,3 процента, а наиболее низкий в Нарынской и Иссык-Кульской областях - 0,9-1,3 процента.
Важной характеристикой населения республики является соотношение возрастных групп моложе трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возрастов . На конец 2019г. 34,6 процента общей численности населения составляли дети и подростки, 57,4 процента - лица в трудоспособном возрасте и 8,0 процента - старше трудоспособного возраста.
Дисбаланс полов отмечается примерно к 40 годам и в возрастах старше 80 лет численность женщин почти в 2 раза превышает численность мужчин. Данный перевес обусловлен, в основном, различиями в возрастной смертности мужского и женского населения. Средний возраст населения постепенно увеличивается и на конец 2019г. составил 27,8 лет для обоих полов, 26,8 лет – для мужчин и 28,7 лет – для женщин.
На изменение общей численности населения страны существенное влияние оказывает его миграция. В 2015-2019гг. в республике отмечалось значительное сокращение объема эмиграции населения. Одним из основных факторов снижения внешней миграции населения является прекращение действия двухстороннего межправительственного соглашения по упрощенному приобретению гражданства между Кыргызстаном и Россией (куда направлялась большая часть эмигрантов), а также изменения в миграционном законодательстве России и экономические трудности.
Таким образом, демографические процессы, происходящие в последние годы в Кыргызской Республике, характеризуются довольно высокими темпами прироста численности населения. Сохраняется высокий уровень рождаемости, обеспечивающий расширенное воспроизводство населения. Баланс внешней миграции остается отрицательным, но его величина за последние годы значительно снизилась.
Что касается основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения, то среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в Кыргызстане составила в 2018 году 16 427 сомов, а в 2019 году - 17 166 сомов. Прожиточный минимум (в среднем на душу населения) в 2018 году был установлен в размере 4 792,54 сомов, а в 2019 году - 4 806,32 сомов. Основными источниками доходов населения по-прежнему остаются доходы от трудовой деятельности, социальные трансферты, доходы от личного подсобного хозяйства, а также прочие денежные поступления. Так, в 2019 году номинальные денежные доходы населения из всех вышеперечисленных источников составили 447 879,7 млн. сомов, что на 8% выше аналогичного показателя 2018 года, который составил 412 964,5 млн. сомов.