1. Партнеры по развитию
В соответствии с критериями отбора в исследовании 2017 года были отобраны всего 35 партнеров по развитию, отвечающих разработанным критериям, и, соответственно, получили приглашения для участия в опросе. Из 35 представителей донорского сообщества 25 организации откликнулась на приглашение для участия в исследовании. 7 из этих партнеров по развитию сообщили, что не имели действующих проектов в 2017 году, однако 18 организаций реализовывали проекты и предоставили по ним полную информацию. Необходимо отдельно отметить, что одна организация - Глобальный фонд – откликнулась на приглашение принять участие в исследовании, но исполнительным агентством их проекта была Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).
Таблица 1. Участие в исследовании партнеров по развитию, 2017 год
Партнеры по развитию сектора здравоохранения Кыргызстана | Принимали участие в исследовании в 2015 г. | Не приняли участие в исследовании в 2015 г. | Приняли участие в исследовании, но не имели активных проектов в 2017 г. | Приняли участие в исследовании в 2017 г. |
Азиатский банк развития (АБР) | √ | |||
Всемирный банк (ВБ) | √ | √ | ||
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) | √ | √ | ||
Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) | √ | √ | ||
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) | √ | |||
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) | √ | √ | ||
Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу (ЮНЭЙДС) | √ | √ | ||
Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) | √ | |||
Всемирная продовольственная программа (ВВП) | √ | √ | ||
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) | √ | |||
Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (Глобальный фонд) | √ | √ | ||
Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (ГАВИ) | √ | √ | ||
Евразийский банк развития (ЕАБР) | √ | |||
Исламский банк развития (ИБР) | √ | |||
Посольство Федеративной Республики Германия в Кыргызской Рсепублике – Германский банк развития (KfW) | √ | √ | ||
Посольство Соединенных Штатов - Агентство США по международному развитию (ЮСАИД) | √ | √ | ||
Германское общество по международному сотрудничеству (Германское общество по техническому сотрудничеству) (GIZ) | √ | √ | ||
Японское агентство международного сотрудничества (JICA) | √ | √ | ||
Посольство Южной Кореи в Кыргызской Республике - Корейское агентство международного сотрудничества (КОЙКА) | √ | |||
Посольство Турции в Кыргызской Республике - Турецкое агенство международного сотрудничества (ТИКА) | √ | |||
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР) | √ | |||
Агенство Развития и Инвестирования Сообществ (АРИС) | √ | |||
Посольство Швейцарской конфедерации в Кыргызской Республике - SDC | √ | √ | ||
Представительство Европейского Союза | √ | |||
Посольство Австрии | √ | |||
Посольство Японии в Кыргызской Республике | √ | |||
Посольство Российской Федерации в Кыргызской Республике | √ | |||
Посольство Республики Индия в Кыргызской Республике | √ | |||
Посольство Исламской Республики Иран в Кыргызской Республики | √ | |||
Посольство Израиля | √ | |||
Посольство Королевства Саудовская Аравия/Саудовский фонд развития | √ | |||
Посольство Катар в Кыргызской Республике | √ | |||
Посольство Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике | √ | |||
Посольство Финляндии | √ | |||
Посольство Эстонии | √ | |||
Итого: | 12 | 10 | 7 | 18 |
По сравнению с исследованием 2015 года участие было расширено. В 2015 году в исследовании приняло участие 22 организации, из которых лишь 12 предоставили информацию по проектам. В исследовании 2017 года получена информация по проектам от 18 организаций-доноров.
Также необходимо отметить, что по сравнению с первым раундом картирования ко второму раунду картирования присоединились ПРООН, ФАО, Кувейтский фонд арабского экономического развития и Саудовский фонд развития, а также получены раздельные данные от Посольства Японии в Кыргызской Республике и Японского агентства международного сотрудничества.
Из 18 партнеров по развитию, которые представили информацию, десять являются многосторонними, а восемь – двусторонними
Диаграмма 1. Двусторонние и многосторонние партнеры по развитию, 2017 год
Проекты, охваченные этим исследованием, начались, продолжались или
закончились в 2017 году. В целом партнеры по развитию отчитались о 41 проекте и программах (рис. 2) на общую сумму 53 974 277 долларов США.
Общая сумма выплат составляет ХХХ% от общих расходов на
здравоохранение на 2017 год.
Диаграмма 2. Проекты или программы ОПР по каждому донору, 2017 год
Как видно из Диаграммы 2, самое большое количество проектов реализовывали ЮСАИД, Германский банк развития (KfW) и Посольство Швейцарии в Кыргызской Республике. На их долю приходится 56% всех донорских проектов в сфере здравоохранения за 2017 год.
Если говорить об ОПР, выделенных в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, то наиболее значительную финансовую помощь Кыргызской Республике оказали Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией (через ПРООН) в размере $15 797 109, Германский банк развития (KfW) в размере $9 772 972, и ЮСАИД в размере $8 657 000. Сумма бюджетов их проектов составляет 63,4% от суммы всех проектов партнеров по развитию в 2017 году.
Диаграмма 3. Общий объем ОПР по типу помощи
Из $53 974 277 долларов США 94% были выплачены в виде грантовой помощи (Диаграмма 3), лишь 6% были выделены в форме кредитов.
Что касается форм предоставления официальной помощи, то их можно разделить на 3 большие категории – Общесекторальный подход (SWAp), Поддержка конкретных проектов или программ и Поддержка бюджета сектора.
Диаграмма 4. Помощь по проекту, общесекторальный подход (SWAp) и другая
поддержка бюджета сектора (SBS), (с разбивкой по организациям), 2015 г
В 2017 году львиная доля (82%) сообщенных средств приходилась на программную и проектную помощь, а 18% средств пришлись на мероприятия в рамках SWAp. На поддержку бюджета сектора здравоохранения в 2017 году доноры не выделили финансовых средств.
Диаграмма 5. Общее распределение средств по формам помощи, 2017 г.
Что касается проекта SWAp, который реализуется в рамках Национальной программы реформирования сектора здравоохранения Ден Соолук, то его основными донорами традиционно являются Всемирный Банк, KfW и SDC.
Диаграмма ниже указывает поступление средств в корзину SWAp от каждой из этих организаций за весь период проекта (2012-2018 гг.).
Диаграмма 6. Выделенные средства в рамках SWAp.
Географический охват
Проекты партнеров по развитию были классифицированы как проекты с национальным охватом, с региональным охватом и пилотные проекты.
Диаграмма 7. Географический уровень охвата донорской поддержкой
Из диаграммы 7 видно, что 17 доноров оказывают поддержку на общенациональном уровне; 7 из них также осуществляли проекты на областном уровне. 4 из 18 опрошенных организаций реализуют пилотные проекты в пилотных районах.
2. Категории финансирования, компоненты, приоритеты системы здравоохранения
Распределение выделенных сумм на 2017 год по различным категориям финансирования показано на диаграмме 8. Наибольшая доля приходится на инвестиции (57,92%), на техническую помощь приходится 38,09%; а остальные 3,99% - на административные расходы. Глобальный фонд (через ПРООН), Банк развития КфВ и ВОЗ обеспечили наибольшую поддержку в виде инвестиций - 79% от общей суммы инвестиций. В исследовании 2015 года лидерами в данной категории были ВБ, КфВ и Швейцарское агентство по сотрудничеству. По сравнению с 2015 годом доля инвестиций выросла на 17,34%.
Доля технической помощи в 2017 году составила 38,09%, что на 15,97% меньше чем в 2015 году.
Диаграмма 8. Общая сумма выплат по категориям финансирования, 2017 г
Следующая диаграмма иллюстрирует распределение 38,09% средств технической помощи по пяти компонентам: (i) разработка политики; (ii) наращивание потенциала; (iii) разработка руководящих принципов и протоколов; (iv) нормативно-правовая база; (v) другое (включая коммуникационные, консалтинговые и другие подобные услуги). Как видно из даграммы, более сильный акцент в 2017 году был сделан на наращивание потенциала (51,85%).
Диаграмма 9. Техническая помощь по компонентам, 2017 г.
Диаграмма 9 иллюстрирует распределение инвестиционной квоты - 42,08% от общего объема освоенной ОПР - по пяти компонентам: (i) строительство и ремонт; (ii) медицинское оборудование и технологии; (iii) ИТ; (iv) медицинское оборудование; (v) другое. Наибольшая доля инвестиций приходится на медицинское оборудование и технологии.
Диаграмма 10. Инвестиционные расходы по компонентам, 2017 г.
В диаграмме 10 иллюстрируется распределение общих выплат по четырем функциям системы здравоохранения: (i) предоставление медицинских услуг; (ii) создание ресурсов; (iii) финансирование здравоохранения; (iv) стратегическое руководство и управление. Как видно из диаграммы основная доля выплат приходится на функцию предоставляения медицинских услуг (71,7%). Но кардинальных изменений в данной категории распределения по сравнению с 2015 годом не наблюдается.
Диаграмма 11. Выплаты по функциям системы здравоохранения, 2017 г.
Компонент предоставления услуг здравоохранения можно разбить на четыре категории: (i) первичная медико-санитарная помощь; (ii) стационарный уход; (iii) служба общественного здравоохранения; (iv) неотложная помощь (рис.12). Стационарная помощь остается основной в сфере внимания. В 2017 году вырос процент средств выделенных на неотложную (экстренную) помощь по сравнению с 2015 годом (15% против 2%).
Диаграмма 12. Распределение квоты на предоставление медицинских услуг, 2017 год.
На диаграмме 13 показано распределение всех выплат ОПР по различным программным областям приоритетов здравоохранения. Это наглядно показывает, что две области с наибольшей долей финансирования – это инфекционные заболевания (36,55%), здоровье матери и ребенка и репродуктивное здоровье (28,82%). Неинфекционные заболевания занимают третье место (11,90%). Меньшее внимание уделяется таким областям здравоохранения, как здоровье подростков (3,22%), травмы и насилие (9,2%), и другим направлениям (11,06%).
Диаграмма 13. Распределение ОПР в соответствии с приоритетными программными областями здравоохранения, 2017
3. Согласование с национальными приоритетами
Сопоставление потоков помощи с политикой, стратегиями и программами сектора здравоохранения показано в таблице 8. Не все партнеры по развитию заполнили данную таблицу. Однако из полученных данных можно сделать вывод, что половина партнеров по развитию осуществляет свои проекты с учетом целей, изложенных в общенациональных стратегиях: Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы (восемь доноров) и Национальной программе реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы (10 доноров).
Таблица 2. Согласование деятельности партнеров с национальными программами и стратегиями, 2017 г.
Общие стратегии | |
Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы | KfW; Посольство Швейцарии в КР; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ВБ; ВПП; ВОЗ, GIZ |
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2018 годы | KfW; Посольство Швейцарии в КР; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮНИСЕФ; ЮСАИД; ВБ; ВПП; ВОЗ |
Подсекторальные стратегии | |
Стратегия охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье – 2020) | KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ |
Инвестиционная стратегия в сфере здравоохранения на 2016-2025 годы | KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ |
Национальная программа по борьбе с туберкулезом-V | KfW; ЮСАИД; ВБ |
Государственная Программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2017 – 2021 годы | KfW; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ; ГФ |
Государственная программа профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Кыргызской Республике на 2013 – 2020 годы. | KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ; ВПП; ВОЗ |
Государственная программа «Иммунопрофилактика» на 2013 – 2017 годы | ВБ; ВОЗ |
Программа по предупреждению восстановления местной передачи малярии в Кыргызской Республике на 2014 – 2018 годы | ВБ; ВОЗ |
Государственная программа по защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака на 2008 – 2015 годы | ВОЗ |
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью. | KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ |
Программа электронного здравоохранения Кыргызской Республики на 2016 – 2020 годы | ЮСАИД; ВБ; ВОЗ |
Концепция создания электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Кыргызской Республике | ЮСАИД; ВБ; ВОЗ |
Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014 – 2020 годы | ВБ; ВОЗ |
Программа по дополнительному стимулированию врачей, работающих в организациях здравоохранения отдаленых районов, малых городов и сельской местности | Посольство Швейцарии в КР |
4. Системы финансового управления
В разделе VII вопросника партнеров по развитию просят указать, какие финансовые инструменты страны и / или национальные системы закупок ими используются. Восемь партнеров по развитию указали, была или не была зафиксирована ОПР в национальном бюджете здравоохранения, у четырех партнеров по развитию эта информация отсутствовала (диаграмма15).
Диаграмма 14. Была ли ваша ОПР зафиксирована в годовом бюджете на 2017 год?
Четыре агентства представили на этот вопрос положительный ответ: КфВ, ВБ, ГАВИ и ЮНФПА.
Пять организаций предоставили данные о прохождении национальных процедур (исполнение бюджета, финансовая отчетность, аудит, закупки). Двое из этих доноров сообщили об использовании национальных процедур исполнения бюджета, финансовой отчетности и аудита. Среди партнеров, не относящихся к SWAp, только ЮНФПА сообщили об использовании национальной системы закупок.
5. Предсказуемость помощи
Это исследование охватило 41 проектов и программ: 34 из них продолжаются, 5 были завершены к 31 декабря 2017 года, 1 проект одобрен, но еще не запущен, и 1 проект был приостановлен.
Большинство партнеров по развитию (9) обязуются оказывать поддержку в 2018 году. Из них шесть партнеров намерены продолжать оказывать поддержку в 2019 году и четыре в 2020 году. Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству и Всемирная продовльтсвенная программа взяли на себя обязательство поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана до 2022 года (диаграмма 16).
Диаграмма 15. Обязательство сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем.
Из тех партнеров, которые продолжат поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана в 2018 году, семь агентств подтвердили намерение увеличивать финансирование, а два учреждения сообщили о планах по сокращению сумм своих взносов.
Диаграмма 16. Обязательства по размерам финансирования на 2019 г.
6. Координация и взаимодополняемость
8 партнеров по развитию сообщили, что в течение 2017 года было проведено в общей сложности 120 миссий, большая часть из них (105) проводились ВОЗ. ВОЗ остается самым активным в этом отношении донором, также, как и в 2015 году. Кроме того, о проведенных в 2017 году аналитических работах сообщили Германское общество по международному сотрудничеству, Швейцарское посольство в Кыргызской Республике, ЮНФПА, и ВОЗ. В общей сумме проведено 20 совместных аналитических работ.
Диаграмма 17. Миссии партнеров в области развития сектора здравоохранения и аналитическая работа, 2017 г.
Девять из четырнадцати партнеров по развитию, которые оценили координацию партнеров в секторе здравоохранения, сообщили о хорошем уровне координации. Три партнера по развитию заявили, что координация осуществляется на среднем уровне. Один из партнеров был очень доволен качеством координации и отметил его как отличный.
Диаграмма 18. Оценка координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения.
Отзывы о характере действенности политического диалога между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и их организациями предоставили одиннадцать партнеров по развитию. Мнения доноров оказались неоднозначными: ВОЗ и ПРООН считают, что политический диалог имеет большое воздействие. Семь организаций отмечают среднее воздействие политического диалога между их организацией и Министерством здравоохранения. Четыре организации указали лишь о некотором воздействии от политического диалога.
Диаграмма 19. Мнение о воздействии политического диалога в 2017 году.
Развитие национальной экономики в 2017 году происходило в условиях восстановления экономической активности в экономиках стран - основных торговых партнеров Кыргызской Республики на фоне восстановления мировой экономики и снижения геополитических рисков в регионе.
Действие Правительства Кыргызской Республики было направлено на своевременную и качественную реализацию Плана действий Правительства Кыргызской Республики по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики "Доверие и единство" на 2017 год (постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 января 2017 года № 53) и Плана первоочередных мер Правительства Кыргызской Республики по реализации Программы Правительства Кыргызской Республики "Жаны доорго кырк кадам 2018-2023" (распоряжение Премьер-министра Кыргызской Республики от 7 сентября 2017 года № 609).
По итогам 2017 года экономический рост составил 104,5 процента, объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) сложился в сумме 493,3 млрд. сомов. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор темп реального роста ВВП составил 104,5 процента1.
(Источник 1: Совместное заявление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики об основных направлениях экономической политики на 2018 год одобренное постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 27 февраля 2018 года № 115/07/1-1)
Сектор здравоохранения
В рамках реализации Программы Правительства Кыргызской Республики приоритетными задачами в 2017 году в сфере здравоохранения являлись:
- обеспечение всеобщего доступа населения к услугам здравоохранения;
- вовлечение других секторов экономики и социальной сферы в вопросы охраны и укрепления здоровья населения;
- реализация комплексных мер по улучшению показателей здравоохранения, с учетом социально-экономических и культурных факторов, интеграции вопросов здравоохранения в отраслевые программы;
- реализация Плана мероприятий Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года ("Здоровье-2020") (распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 16 марта 2015 года № 106-р);
- дальнейшая реализация мероприятий Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики "Ден соолук" на 2012-2018 годы (постановление Правительства Кыргызской Республики от 11.05.2017 года №267);
- внедрение Программы электронного здравоохранения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы и создание Национальной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 марта 2016 года № 134);
По итогам 2017 года объем валового внутреннего продукта сложился в сумме 521 млрд.сомов и реальный темп роста составил 104,6%. Расходы на душу населения составили 2953 сома (42,6$) в 2017 году.
Если говорить о процентном соотношении, то в системе общегосударственных затрат расходы на здравоохранение 13 % в 2017 году, таким образом, достигнув целевого значения в 13%, установленного Национальной программой реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2016-2018 годы.
Таблица 1. Государственные расходы в 2017 году
Показатели | 2017 |
Общая сумма государственных расходов (тыс. сом) | 124 910 327.5 |
Общие расходы на здравоохранение (тыс. сом) | 16 148 583.1 |
Расходы на здравоохранение как % от общих государственных расходов | 13 |
Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения Кыргызской Республики на 01.12.2017г. составила 6 193,4 тысяч человек. В возрастной структуре численности населения на долю детей (0-14 лет) приходится 31,8%, лиц трудоспособного возраста - 59,3 % и лиц старше трудоспособного возраста (7,1%).
В 2017 году коэффициент детской смертности составил 18,6 на 1000 родившихся живыми, что на 8,7% ниже, чем в 2016 году (19,7 на 1000 род.живыми).
Показатель младенческой смертности в 2017 году составил 15,6 на 1000 родившихся живыми, что на 7,7% ниже показателя 2016 года (16,7 на 1000 род.живыми).
Показатель материнской смертности в 2017 году составил 31,2 на 100,0 тыс. родившихся живыми, по сравнению с прошлым годом отмечается увеличение на 3,6% (30,1 на 100,0 тыс.род. живыми в 2016 году и 31,2 на 100,0 тыс.род. живыми).
В Кыргызской Республике отмечается снижение уровня заболеваемости туберкулезом. В 2017г. году зарегистрировано 90,4 случая на 100 тыс. населения, против 93,4 на 100 тыс. населения в 2016 году.
Показатель уровня смертности от туберкулеза в республике, в последние годы, также имеет тенденцию к постепенному снижению2. В 2017 г. смертность по республике составила 5,2 на 100 тыс. населения против 5,6 на 100 тыс. населения в 2016 году.
(Источник: Данные Центра электронного здравоохранения при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики за 2017г.)
В 2017 году были представлены результаты проведённой самооценки основных операционных функций общественного здравоохранения в Кыргызской Республике. Результаты обсуждены на Межсекторальном совещании при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики, при поддержке ВОЗ выпущен первый доклад данного материала. Намечены определенные мероприятия, которые войдут в план мероприятий Программы развития здравоохранений КР до 2030г. по усилению и укреплению службы общественного здравоохранения республики в вопросах профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
По республике ведется мониторинг за 38 нозологиями инфекционных и паразитарных заболеваний. Благодаря проведенным профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям отмечено снижение заболеваемости по 17 нозоформам, в том числе: менингит – в 3,9 раза, паротит на 43,7%, сибирская язва - 33,3%, клещевой вирусный энцефалит -33,3%, коклюш – 31,9%, гонорея – 31,8%, педикулез – 27,6%, сифилис – 19,1%, чесотка – 18,4%, эхинококкоз –16,3%, брюшной тиф-14,3%, вирусный гепатит С – 7,7%, туберкулез – 4,2%, бруцеллез - 0,6%. Не зарегистрированы случаи бешенства, кори. Наблюдается снижение заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями. Несмотря на проводимые профилактические мероприятия отмечается рост заболеваемости вирусными гепатитами А и В, ОКИ, ОРВИ и гриппом, ВИЧ-инфекцией.
2 августа 2017 года Президентом Кыргызской Республики подписаны и одобрены Жогорку Кенешем законы «Об обращении лекарственных средств» №165, «Об обращении медицинских изделий» №166, «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий» №167.
Таблица 2. Основные показатели состояния здоровья населения, 2017
Показатель | Кыргызская Республика | Республика Молдова | Республика Казахстан |
Уровень рождаемости (на 1000 жителей) | 27.7 | 9.6 | 21.64 |
Естественный прирост населения (на 1000 жителей) | 19.4 | -0.8 | 14.48 |
Смертность (на 1000 человек населения) | 5.3 | 10.4 | 7.15 |
Младенческая смертность (на 1000 живорождений) | 15.6 | 9.7 | 7.93 |
Материнская смертность (на 100 000 живорождений) | 31.2 | - | 14.0 |
1. Партнеры по развитию
В соответствии с указанными критериями приемлемости были отобраны 19 партнеров по развитию, отвечающих разработанным критериям, и, соответственно, приглашены для участия в опросе. Семь из этих партнеров по развитию не реализовали действующих проектов в 2015 году, однако 12 организаций занимались этим и предоставили полную информацию.
Таблица 1. Участие в исследовании партнеров в области развития, 2015 год
Партнеры по развитию сектора здравоохранения Кыргызстана | Реализовавшие проекты в 2015 г. | Не работали в 2015 г. | |
АБР (ADB) | Азиатский банк развития | 1 | |
ФАО (FAO) | Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН | 1 | |
GIZ | Германское общество по международному сотрудничеству (Германское общество по техническому сотрудничеству) | 1 | |
Глобальный фонд (Global Fund) | Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией | 1 | |
Посольство Ирана (Iranian Embassy) | Посольство Ирана | 1 | |
Посольство Японии – JICA | Посольство Японии – Японское агентство международного сотрудничества | 1 | |
KfW | Посольство Федеративной Республики Германия в КР – Германский банк развития KfW | 1 | |
Посольство Кореи – KOICA | Посольство Республики Корея – Корейское агентство международного сотрудничества | 1 | |
Посольство России (Russian Embassy) | Посольство России | 1 | |
Посольство Швейцарии (Swiss Embassy) – SDC | Посольство Швейцарии – Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству | 1 | |
ЮНЭЙДС (UNAIDS) | Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ / СПИДу | 1 | |
ПРООН (UNDP) | Программа развития Организации Объединенных Наций | 1 | |
ЮНФПА (UNFPA) | Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения | 1 | |
ЮНИСЕФ (UNICEF) | Детский фонд Организации Объединенных Наций | 1 | |
ЮНОДК (UNODC) | Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности | 1 | |
Посольство Соединенных Штатов Америки – ЮСАИД (USAID) | Посольство Соединенных Штатов - Агентство США по международному развитию | 1 | |
ВБ (WB) | Всемирный банк | 1 | |
ВПП (WFP) | Всемирная продовольственная программа | 1 | |
ВОЗ (WHO) | Всемирная организация здравоохранения | 1 |
Из 12 партнеров по развитию, которые представили информацию, семь являются многосторонними, а пять – двусторонними.
Диаграмма 1. Двусторонние и многосторонние партнеры по развитию, 2015 год
Проекты, охваченные этим исследованием, начались, продолжались или закончились в 2015 году. В целом партнеры по развитию сообщили о 42 проектах и программах (диаграмма 2) на общую сумму 40 932 763 долларов США. Общая сумма выплат составляет 21% от общих расходов на здравоохранение на 2015 год.
Диаграмма 2. Проекты или программы ОПР по каждому донору, 2015 год
Если говорить об ОПР, выделенных в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, то наиболее значительную финансовую помощь Кыргызской Республике оказали Соединенные Штаты Америки и Швейцария. Оба партнера использовали различные методы оказания помощи.
Из 40 932 763 долларов США только 10% были выплачены в виде льготных кредитов, тогда как 90% - предоставлено в виде грантов. Что соответственно составило 4 260 000 долл. США и 36 672 763 долл. США (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Общий объем ОПР по типу помощи
В диаграмме 4 проиллюстрировано распределение всей ОПР по методам оказания помощи: помощь на основе проектов; поддержка бюджета сектора (SBS) здравоохранения; объединенные средства по общесекторальному подходу (SWAp); и другое объединенное финансирование.
Вставка 1. Общесекторальный подход-2 (SWAp-2) и «Ден соолук»
Общесекторальный подход (SWAp-2) и Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы
ОЭСР определяет общесекторальный подход (SWAp) как обстоятельство, при котором все значительные средства, поступающие от партнеров по развитию, идут на поддержку единой, комплексной политики сектора и независимой программы, соответствующей устойчивой макроэкономической структуре, под руководством правительства. В ОЭСР также указывается, что поддержка партнерами общесекторального подхода (SWAp) может принимать любую форму, например помощи по проектам, технической помощи или поддержки бюджета, хотя должно присутствовать стремление к нарастанию применения государственных процедур по выплатам и учету всех средств.
В случае с сектором здравоохранения Кыргызстана общесекторальный подход (SWAp-2) включает в себя трех партнеров: Всемирный банк, Германский банк развития и Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству. В рамках этой деятельности программа реформ «Ден соолук» поддерживается на общую сумму 41,4 млн. долл. США.
Диаграмма 4. Отчисления SWAp-2 (2012 – 2016 гг.)
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» была разработана на 2012 – 2016 годы и является продолжением предыдущих национальных программ реформирования здравоохранения: «Манас» (1996 – 2005 гг.) и «Манас таалими» (2006 – 2011гг.). Программа «Ден соолук» была разработана коллегиально, общими усилиями под руководством Министерства здравоохранения и при поддержке ВОЗ и других партнеров по развитию, действующих в рамках общесекторального подхода (SWAp).
Миссия программы заключается в создании условий для охраны здоровья, улучшения состояния здоровья всего населения и каждого человека в отдельности, независимо от социального статуса и гендерных различий. Основываясь на структуре бремени заболеваний и обязательствах правительства Кыргызской Республики по достижению Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ), для программы «Ден соолук» были отобраны четыре приоритетных направления по улучшению показателей здравоохранения: (i) сердечно-сосудистые заболевания; (ii) охрана здоровья матери и ребенка; (iii) туберкулез; и (iv) ВИЧ-инфекция.
Программа «Ден соолук» построена на достижениях и успехах предыдущих национальных программ реформирования сектора здравоохранения, но имеет свои отличительные особенности.
• Структура рассматривает установленные приоритеты с четким определением ожидаемых результатов в каждой области.
• Вся программная деятельность определяется согласованными ожидаемыми результатами в улучшении показателей здоровья населения.
• Улучшение основных медицинских услуг как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего населения, является основой этой программы.
• Укрепление системы здравоохранения будет решительно ориентировано на устранение барьеров, препятствующих предоставлению ключевых медицинских услуг в четырех отобранных приоритетных областях.
• Выбраны приоритетные области деятельности.
Диаграмма 5. Помощь по проекту, общесекторальный подход (SWAp) и другая поддержка бюджета сектора (SBS), 2015 г.
Следует отметить, что ВОЗ только предоставляет поддержку бюджета сектора (SBS) вне общесекторального подхода (SWAp).
Диаграмма 6. Общее распределение средств по формам помощи, 2015 г.
2. Географический охват
Почти все партнеры по развитию (11 из 12) указали, что они оказывают поддержку национальному уровню / структурам; восемь из них также осуществляли проекты на областном уровне. 8 из 12 опрошенных организаций реализуют пилотные проекты в пилотных районах.
Диаграмма 7. Партнеры по развитию (по охвату деятельности), 2015 г.
Таблица 2. Партнеры по развитию (географический охват деятельности), 2015 г.
Географический охват | Доноры | |
Национальный | Глобальный фонд, GIZ, KfW, Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВБ, ВПП, ВОЗ | |
Областной | Город Бишкек | GIZ, KfW, Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮСАИД, ВОЗ |
Город Ош | KfW, Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ, ЮСАИД | |
Баткенская область | ЮНИСЕФ, ВБ | |
Джалал-Абадская область | ЮСАИД | |
Иссык-Кульская область | GIZ, Посольство Швейцарии – SDC | |
Нарынская область | Посольство Швейцарии – SDC | |
Ошская область | KfW, ЮСАИД | |
Таласская область | ЮНФПА | |
Чуйская область | GIZ, ЮСАИД, ВОЗ | |
Пилотные районы | GIZ, KfW, Посольство Японии – JICA , Посольство Швейцарии – SDC, ЮНЭЙДС, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮСАИД, ВБ, ВОЗ |
Местоположение деятельности всех партнеров и их соответствующих проектов согласно информации, представленной в настоящем исследовании, показано ниже (диаграмма 8). Несколько малых городов не были охвачены пилотной деятельностью: Баткен, Сулюкта, Кадамжай, Кербен и Нарын.
Диаграмма 8.
3. Категории финансирования, компоненты, приоритеты системы здравоохранения
Распределение выделенных сумм на 2015 год по различным категориям финансирования показано на диаграмме 9. Наибольшая доля приходится на техническую помощь (54,06%), на инвестиции приходится 40,58%; а остальные 5,36% - на административные расходы. ЮСАИД, SDC и Глобальный фонд обеспечили наибольшую поддержку в виде технической помощи - 66% от общей суммы. Наибольшую долю инвестиций (83%) как по грантам, так и по кредитам, предоставили три партнера по развитию: ВБ, KfW и SDC.
Диаграмма 9. Общая сумма выплат по категориям финансирования, 2015 г
Следующая диаграмма иллюстрирует распределение 54,1% средств технической помощи по пяти компонентам: (i) разработка политики; (ii) наращивание потенциала; (iii) разработка руководящих принципов и протоколов; (iv) нормативно-правовая база; (v) другое (включая коммуникационные, консалтинговые и другие подобные услуги).
Диаграмма 10. Техническая помощь по компонентам, 2015 г.
Диаграмма 11 иллюстрирует распределение инвестиционной квоты - 40,6% от общего объема освоенной ОПР - по пяти компонентам: (i) строительство и ремонт; (ii) медицинское оборудование и технологии; (iii) ИТ; (iv) медицинское оборудование; (v) другое. Наибольшая доля инвестиций приходится на медицинское оборудование и технологии.
Диаграмма 11. Инвестиционные расходы по компонентам, 2015 г.
В диаграмме 12 иллюстрируется распределение общих выплат по четырем функциям системы здравоохранения: (i) предоставление медицинских услуг; (ii) создание ресурсов; (iii) финансирование здравоохранения; (iv) стратегическое руководство и управление.
Диаграмма 12. Выплаты по функциям системы здравоохранения, 2015 г.
Компонент предоставления услуг здравоохранения можно разбить на четыре категории: (i) первичная медико-санитарная помощь; (ii) стационарный уход; (iii) служба общественного здравоохранения; (iv) неотложная помощь (рис.13). Стационарная помощь остается основной в сфере внимания. Только 2% от общих выплат в 2015 году предназначены для оказания неотложной помощи.
Диаграмма 13. Распределение квоты на предоставление медицинских услуг, 2015 год.
На диаграмме 14 показано распределение всех выплат ОПР по различным программным областям приоритетов здравоохранения. Это наглядно показывает, что две области с наибольшей долей финансирования – это инфекционные заболевания (48,70%), здоровье матери и ребенка и репродуктивное здоровье (33,85%). Неинфекционные заболевания занимают третье место (11,90%). Меньшее внимание уделяется таким областям здравоохранения, как здоровье подростков (2,05%), травмы и насилие (1,77%), и другим направлениям (1,73%).
Диаграмма 14. Распределение ОПР в соответствии с приоритетными программными областями здравоохранения, 2015
4. Согласование с национальными приоритетами
Сопоставление потоков помощи с политикой, стратегиями и программами сектора здравоохранения показано в таблице 8. Практически все опрошенные партнеры по вопросам развития осуществляют свои проекты с учетом целей, изложенных в общенациональных стратегиях: Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы (восемь доноров) и Национальной программе реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы (10 доноров). Один из партнеров (посольство Японии - JICA) сообщил, что работает только по подсекторальным стратегиям; и один из доноров не ответил на вопрос по этому разделу.
Таблица 8. Согласование деятельности партнеров с национальными программами и стратегиями, 2015 г.
Общие стратегии | |
Национальная Стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 – 2017 годы | GIZ; KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ВБ; ВПП; ВОЗ |
Национальная программа реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012 – 2016 годы | GIZ; KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮНИСЕФ; ЮСАИД; ВБ; ВПП; ВОЗ |
Подсекторальные стратегии | |
Стратегия охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье – 2020) | KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ |
Национальная стратегия охраны репродуктивного здоровья населения Кыргызской Республики до 2015 года | GIZ; Посольство Японии – JICA; KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ; ВОЗ |
Программа по улучшению перинатальной помощи в Кыргызской Республике на 2008 – 2017 годы | GIZ |
Национальная программа "Туберкулез-IV" на 2013 – 2016 годы | KfW; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ |
Государственная Программа по стабилизации эпидемии ВИЧ-инфекции в Кыргызской Республике на 2012 – 2016 годы | KfW; ЮНЭЙДС; ЮНФПА; ЮСАИД; ВБ; ВОЗ |
осударственная программа профилактики и контроля неинфекционных заболеваний в Кыргызской Республике на 2013 – 2020 годы. | KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ВБ; ВПП; ВОЗ |
Государственная программа «Иммунопрофилактика» на 2013 – 2017 годы | ВБ; ВОЗ |
Программа по предупреждению восстановления местной передачи малярии в Кыргызской Республике на 2014 – 2018 годы | ВБ; ВОЗ |
Государственная программа по защите здоровья граждан Кыргызской Республики от вредного воздействия табака на 2008 – 2015 годы | ВОЗ |
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью | KfW; Посольство Швейцарии – SDC; ЮСАИД; ВБ |
Программа электронного здравоохранения Кыргызской Республики на 2016 – 2020 годы | ЮСАИД; ВБ; ВОЗ |
Концепция создания электронной базы данных лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Кыргызской Республике | ЮСАИД; ВБ |
Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию сферы обращения лекарственных средств в Кыргызской Республике на 2014 – 2020 годы | ВБ; ВОЗ |
5. Системы финансового управления
В разделе VII вопросника партнеров по развитию просят указать, какие финансовые инструменты страны и / или национальные системы закупок ими используются. Восемь партнеров по развитию указали, была или не была зафиксирована ОПР в национальном бюджете здравоохранения, у четырех партнеров по развитию эта информация отсутствовала (диаграмма15).
Диаграмма 15. Была ли ваша ОПР зафиксирована в годовом бюджете на 2015 год?
Четыре агентства представили на этот вопрос положительный ответ: трое участвовали в механизме SWAp (KfW, SDC, ВБ) плюс ЮНЭЙДС.
Только пять организаций предоставили данные о прохождении национальных процедур (исполнение бюджета, финансовая отчетность, аудит, закупки). Все эти доноры сообщили об использовании национальных процедур исполнения бюджета, финансовой отчетности и аудита. Среди партнеров, не относящихся к SWAp, только ЮНЭЙДС сообщила об использовании национальной системы закупок.
6. Предсказуемость помощи
Это исследование охватило 42 проекта и программ: 30 из них продолжаются, а 13 были завершены к 31 декабря 2015 года.
Большинство партнеров по развитию (восемь из 12) обязуются оказывать поддержку в 2016 году. Из них шесть партнеров намерены продолжать оказывать поддержку в 2017 году и пять в 2018 году. ВОЗ и SDC уже взяли на себя обязательство поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана до 2020 года (диаграмма16).
Диаграмма 16. Обязательство сообщества партнеров по развитию оказывать поддержку сектору здравоохранения Кыргызстана в будущем.
Из тех партнеров, которые продолжили поддерживать сектор здравоохранения Кыргызстана в 2016 году, два агентства подтвердили намерение увеличивать финансирование, а шесть учреждений сообщили о планах по сокращению сумм своих взносов.
Диаграмма 17. Обязательства по размерам финансирования на 2016 г.
7. Координация и взаимодополняемость
6 партнеров по развитию сообщили, что в течение 2015 года было проведено в общей сложности 48 миссий, чуть менее 69% (33) из них проводились ВОЗ. Кроме того, только ВОЗ и SDC сообщили о проведенных аналитических работах в 2015 году.
Диаграмма 18. Миссии партнеров в области развития сектора здравоохранения и аналитическая работа, 2015 г.
Пять из 11 партнеров по развитию, которые оценили координацию партнеров в секторе здравоохранения, сообщили о хорошем уровне координации. Три партнера по развитию заявили, что координация осуществляется на среднем уровне.
Диаграмма 19. Оценка координации деятельности партнеров в секторе здравоохранения.
Отзывы о характере действенности политического диалога между Министерством здравоохранения Кыргызской Республики и их организациями предоставили одиннадцать партнеров по развитию. Мнения доноров оказались неоднозначными: пятеро из них считают, что политический диалог имеет большое воздействие (ВПП, ВБ, SDC, KfW, ВОЗ). ВПП отметила, что Министерство здравоохранения всегда доступно для координации, обсуждения и помощи в деятельности в области развития.
Диаграмма 20. Мнение о воздействии политического диалога в 2015 году.
При ответе на вопрос о механизме координации были названы такие проблемы, как наличие противоположных и несогласованных интересов у партнеров по развитию, а также различия в процедурах, появление в секторе здравоохранения новых и нетрадиционных партнеров, которые не участвуют в SWAp и имеют параллельные структуры, Министерство здравоохранения демонстрирует недостаточно твердое руководство и ответственность для обеспечения качественной реализации программ здравоохранения, отмечается низкий уровень предсказуемости действий и координации нетрадиционных доноров, а также высокая текучесть кадров. Организации-партнеры предложили несколько путей улучшения ситуации, в том числе:
• для того чтобы возглавить работу (стать лидером), Министерство здравоохранения должно взять на себя руководство всем процессом и вести диалог по формированию политики;
• укрепить потенциал высшего руководства в Министерстве здравоохранения;
• пропускать каждое донорское обязательство через SWAp (хотя это представляется нереалистичным);
• увеличить зарплаты (вознаграждения) в Министерстве здравоохранения в целях сокращения текучести кадров;
• установить регулярный обмен информацией между Министерством здравоохранения и партнерами по развитию, и
• повысить уровень прозрачности в отношении ОПР и деятельности партнеров.
Данные, представленные в этом отчете, отражают обязательства 12 партнеров по развитию, финансировавших в общей сложности 42 проекта в секторе здравоохранения Кыргызстана в 2015 году. Общая сумма ОПР, выделенная партнерами по развитию сектору здравоохранения Кыргызстана, составляет 40 932 763 долл. США - 21% от общих расходов на здравоохранение1.
28% ОПР, предоставленных сектору здравоохранения, поставляются в рамках механизма SWAp-2, в котором участвуют три партнера. Помощь через SWAp осуществляется в виде целевой поддержки бюджета на реализацию национальной программы реформирования здравоохранения «Ден соолук». Средства, полученные через проектную помощь, более чем в два раза превышают выплаты по SWAp.
Десять из 12 партнеров по развитию заявили о своей готовности работать над целями Национальной программы реформирования здравоохранения «Ден соолук» в Кыргызской Республике на 2012 – 2016 годы.
В географическом отношении партнерами по развитию большинство проектов реализуется в столице (Бишкек) и в наиболее густонаселенной Ошской области. В противоположность этому, в Чуйской области присутствуют только три партнера, а в Джалал-Абадской области – лишь один, а ведь это две самые густонаселенные территории после Ошской области.
Почти 80% ОПР предназначено для оказания медицинских услуг. В этой области наибольшее внимание уделяется стационарному сектору (41,4% от общей суммы ОПР, выплаченной в 2015 году). За ним следуют учреждения общественного здравоохранения (30,3%). Первичная медико-санитарная помощь получает только 26% этих средств.
Из средств, выделяемых на техническую помощь, наибольшая часть направлена на наращивание потенциала. Наибольшая доля инвестиционных фондов ориентирована на медицинское оборудование и технологии.
С точки зрения приоритетов наибольшую долю ОПР получают такие направления здравоохранения, как профилактика и контроль инфекционных заболеваний, материнство и уход за детьми, репродуктивное здоровье и профилактика и контроль неинфекционных заболеваний. На инфекционные болезни была направлена почти половина всех выплат ОПР в 2015 году.
В том, что касается использования финансовых механизмов страны, полученные в результате опроса ответы свидетельствуют о необходимости продолжить дальнейшую работу в этом направлении. Местные учреждения должны консолидировать информацию и обмениваться сведениями о существующих механизмах, а сообщество развития должно более тесно взаимодействовать с ними. Аналогичным образом, данные показывают, что сообщество развития имеет много возможностей для улучшения финансовых механизмов как для совместных миссий, так и для аналитической работы.
Относительно прогнозов по поводу дальнейшей помощи следует отметить следующее: большинство партнеров продолжат работу в секторе здравоохранения Кыргызстана. Однако, судя по полученным данным, присутствует намерение уменьшить объемы финансовых вливаний.
В этом разделе описывается план исследования, процесс сбора и анализа данных. План исследования предусматривал две фазы: (i) определение критериев приемлемости (критериев отбора) и (ii) разработку вопросника. Источником послужил успешный опыт Министерства здравоохранения Республики Молдова, приобретенный в предыдущие годы. Сбор данных осуществлялся через интерактивный интерфейс и подкреплялся интервьюированием, проводившимся в ходе в личной беседы. Данные анализировались исследовательской группой в тесном сотрудничестве с ИТ-специалистом.
Исследовательская группа состояла в основном из сотрудников отдела анализа политики здравоохранения Министерства здравоохранения. Свой вклад в исследование также внесли другие соответствующие отделы Министерства здравоохранения, которые предоставили материалы с описанием и структурой категорий среднесрочного планирования бюджета (MTBF), а также внесли поправки в общий анализ.
1. План исследования
1.1. Критерии отбора
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики и страновое отделение ВОЗ провели данное исследование на основе материалов, полученных от партнеров по развитию, предоставляющих ОПР.
В соответствии с определением, приведенном в Статистических директивах п. 35 Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ОПР включает все официальные операции, которые:
1) направлены на оказание содействия экономическому развитию и благосостоянию
• развивающихся стран в качестве своей основной цели и
• предоставляются на льготных условиях;
2) содержат не менее 25% элемента гранта.
В отчете нет никаких сведений, касающихся благотворительной, либо спонсорской помощи, осуществляемой в секторе здравоохранения.
Партнеры по развитию, которые отвечали критериям отбора, но не выделяли средства в сектор здравоохранения Кыргызстана не включены в это исследование. Чтобы избежать двойного подсчета в случае, если один партнер по развитию выделяет средства ОПР от имени другого, партнером по развитию, сделавшим окончательные финансовые вложения в страну, является тот, который отчитался за этот проект.
1.2. Разработка вопросника и пилотный проект
Исследовательская группа разработала вопросник для сбора информации о каждом партнере по развитию, осуществляющем помощь сектору здравоохранения Кыргызстана и выделившем средства в 2015 году. В ходе пилотной фазы проект вопросника был направлен нескольким техническим представителям сообщества партнеров по развитию, предоставляющих ОПР для сектора здравоохранения Кыргызстана. Пилотная фаза и дальнейшие консультации позволили доработать и подготовить окончательный вариант вопросника в конце июня 2016 года.
Онлайн-версия вопросника была предоставлена всем имеющим на это право партнерам по развитию с обеспечением защищенного доступа через отдельные логины и пароли.
1.3. Структура вопросника
Каждый раздел вопросника был разработан в сотрудничестве со всеми соответствующими отделами и подразделениями Министерства здравоохранения, в консультации со страновым офисом ВОЗ и независимыми консультантами таким образом, чтобы отвечать самым различным потребностям. В результате был получен обширный материал, и вопросник был составлен из десяти разделов.
В Разделе I запрашивается общая информация об организациях партнеров по развитию: их цели и ключевые достижения, общая сумма ОПР, которую они выделили в сектор здравоохранения Кыргызстана в 2015 году, классифицированная по четырем различным формам помощи: программная / проектная помощь, поддержка бюджета сектора здравоохранения (SBS), совместное финансирование в рамках общесекторального подхода (SWAp) и другое объединенное финансирование.
В Разделах II, III, IV и V собирается информация о каждой программе и / или проекте, выполняемых каждым отдельным партнером по развитию: дата начала и завершения; руководитель программы / проекта; способ/ режим реализации проекта (через офис партнера по развитию, государственный сектор или другой способ/ режим); и статус реализации по состоянию на 31 декабря 2015 года.
Кроме того, в вопроснике требовалось описание целей проекта / программы, текущего прогресса (целевых показателей – фактических показателей), типа финансирования и общего бюджета. Финансовые вложения оценивались количественно в зависимости от типа финансирования (т. е. техническая помощь, инвестиции и административные расходы) и далее классифицировались по реализующим объектам, группам заболеваний и факторам риска. Для предотвращения ошибок и двойного подсчета были предусмотрены соответствующие фильтры. В Разделе IV партнеров по развитию также просят представить проект в соответствии с приоритетными областями сектора здравоохранения: предоставление медицинских услуг, создание ресурсов, финансирование здравоохранения, лидерство и управление.
Была также запрошена информация о географическом охвате каждого проекта / программы.
В разделах VI, VII и VIII основное внимание уделялось оценке согласованности помощи с национальной политикой и стратегиями, распределению выделяемых средств в рамках среднесрочного планирования бюджета (MTBF) и другим финансовым инструментам, использованию государственных финансовых систем и систем закупок, среднесрочной (2016 – 2020 гг.) прогнозируемости помощи в рамках подпрограмм MTBF и долгосрочных планов партнеров по развитию. Эти разделы призваны помочь Министерству здравоохранения оценить согласованность и упорядоченность действий партнеров по развитию.
В заключительных разделах вопросника была проведена оценка координации деятельности доноров по совместным миссиям и аналитической работе (раздел IX) и мнений партнеров по вопросам развития и степени их удовлетворенности в отношении эффективности механизмов координации и политического диалога в секторе здравоохранения Кыргызстана (раздел X).
В конце вопросника участникам было предложено представить свои отзывы о его структуре и о целесообразности поставленных вопросов. Эти отзывы будут способствовать дальнейшему развитию системы сбора данных и улучшению будущих отчетов.
2. Сбор данных
2.1 Модель ввода данных онлайн
Данные вводились через веб-платформу. Эта платформа была взята из аналогичного опроса, проведенного в секторе здравоохранения Молдовы в 2011 – 2013 годах, при этом были учтены все аспекты и особенности системы здравоохранения Кыргызской Республики.
База данных была размещена на сервере Министерства здравоохранения Кыргызской Республики. Партнерам в области развития был предоставлен трехнедельный срок для ввода данных с начала сентября 2016 года. Онлайн-платформа имеет преимущества как для партнеров по вопросам развития, так и для исследовательской группы. Партнеры по развитию могли получить доступ к онлайн-вопроснику для ввода и извлечения данных в удобное время и для возобновления задачи без потери ранее введенных данных. Партнеры по развитию также имели доступ к автоматически созданным файлам PDF - сводным текстам, предназначенным для облегчения визуализации предоставленной информации и для содействия процессу валидации данных. Система также позволила избежать трудностей при отслеживании отзывов и комментариев, которые возникают при одновременной работе над вопросником нескольких различных лиц. Исследовательская группа могла отслеживать процесс ввода данных и (при необходимости) отправлять своевременные напоминания, упрощать и ускорять проверку данных, а также создавать текстовые файлы и автоматически обновлять базу данных.
2.2. Интервью
Все партнеры по развитию, отвечающие критериям, были приглашены на интервью. Интервью были проведены исследовательской группой после завершения сбора данных через веб-платформу в конце сентября 2016 года - либо в ходе личной встречи, либо по электронной почте. Интервью проводились только после того, как партнеры по развитию получали доступ к онлайн-анкете. У валидационных интервью было пять целей:
1) представить цель исследования, вопросника и глоссария;
2) собрать общие комментарии и отклики касательно общих вопросов предпринятого процесса и возникающих трудностей;
3) проверить все предоставленные разделы вопросника и соответствующие определения на предмет достижения необходимого стандарта в однородности данных;
4) отметить детали, связанные с предметом исследования, но не вошедшие в данный проект вопросника, с тем чтобы зафиксировать, в каком месте и как можно улучшить его для будущих исследований;
5) получить дополнительную информацию по отдельным вопросам, которые не могут быть записаны / стандартизованы в рамках вопросника из-за отсутствия по ним единого мнения среди партнеров по развитию.
2.3. Анализ данных
Анализ данных включал несколько методов с упором на: (i) формирование общего анализа по всем партнерам по развитию, их проектам и их финансовым вливаниям; (ii) обеспечение качественного анализа обратной связи партнеров по процессам координации; (iii) перечень основной информации по каждому партнеру по развитию.
Чтобы стандартизировать предоставленную информацию по финансам, партнерам по развитию было предложено ввести данные в исходной валюте, используемой для выплат. Когда база данных была создана, программное обеспечение автоматически конвертировало все денежные единицы в доллары США (US$) – валюту отчетности, принятую Парижской декларацией для всех мероприятий по гармонизации помощи. В компьютерную программу был заложен показатель среднегодового обменного курса, зарегистрированный Национальным банком Кыргызской Республики на 2015 год.
Специалистом по ИТ было предложено два дополнительных модуля: один для создания индивидуальных вопросников (текстовых файлов) для каждого опрашиваемого донора, а другой для создания базы данных для введенных числовых переменных. Числовые переменные были сгенерированы и проанализированы с использованием Microsoft Excel®. Для анализа и презентации были использованы частотность данных и составление перекрестных таблиц.
2.4. Качество данных
Качество данных обеспечивалось несколькими способами. На этапе разработки вопросник пять раз был подвергнут обсуждению и пересмотру расширенной исследовательской группой, кроме того, было проведено пилотирование. На этапе сбора данных веб-платформа в Интернете включала в себя несколько внутренних механизмов управления, которые подсказывали пользователям, как избегать ошибок при вводе данных. Во избежание различия в толковании определений и вопросов, опрашиваемым дополнительно была предоставлена ссылка на глоссарий (см. приложение 3). Презентованные данные отражают информацию, официально предоставленную организациями, привлеченными к участию в опросе. Также партнеры по развитию прошли процесс проверки, в ходе которого все данные были проанализированы на предмет наличия расхождений, вызванных неправильным толкованием вопросов или глоссария. Неправильные интерпретации были возможны потому, что вопросы были сформулированы с учетом двух различных потребностей: они должны были быть достаточно точными во избежание неверного истолкования и в то же время должны были партнерам по развитию (у которых разные словари, отчетность и методы учета) дать возможность отвечать на вопросы с учетом их собственных целей и чувствовать себя комфортно, предоставляя официальные ответы. По завершении процессов валидации соответствующие представители одобрили все изменения, внесенные отдельными партнерами по развитию в первую версию вопросника.
Совместные усилия партнеров по развитию и исследовательской группы в процессе проверки позволили большинству партнеров по развитию завершить заполнение всех частей вопросника. Это гарантировало в дальнейшем однородность результатов. В процессе анализа данных все опросные листы были подвергнуты третьему уровню проверки качества данных посредством разведочного анализа и дополнительной очистки данных для устранения несоответствий.